Парадное дома на набережной Грибоедова, 144, теперь в шутку называют местной Дрезденской картинной галереей. Дело в том, что внутри недавно появилась копия "Сикстинской мадонны". О том, как она там оказалась и что скрывает история дома, Metro рассказал экскурсовод Дмитрий Березин из бюро городских экскурсий Ontheroof.one.

Входная дверь в парадное закрыта. Поэтому, чтобы попасть внутрь, придётся ждать, пока кто-нибудь вас туда запустит, или отправиться на экскурсию с гидом.

Печатная копия шедевра

Привлекательной особенностью этого парадного является копия "Сикстинской мадонны" Рафаэля. Появилась она там в 2020 году благодаря стараниям петербургского архитектора Владимира Горбунова, который живёт и работает в этом доме уже 11 лет.

– Оригинал картины Рафаэля находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. А в петербургской парадной – её печатная копия, – уточняет Дмитрий.

Петербургская версия "Сикстинской мадонны" сверху украшена полуарочкой. Это сделано специально, чтобы форма картины напоминала форму окна, которое находится справа от него.

В апреле 2020 года отмечалось 500 лет со дня смерти Рафаэля Санти. Именно к этому событию Владимир Горбунов решил украсить своё парадное копией одной из самых известных работ итальянского живописца. Но на подготовку потребовалось много времени, поэтому печатная версия шедевра появилась там только в ноябре.

– Осенью свой день рождения праздновала жена архитектора. И Владимир пошутил, что "Сикстинская мадонна" станет подарком для супруги. Обошёлся он ему, по-моему, в 50 тысяч рублей, – говорит экскурсовод.

Здание по адресу Грибоедова, 144, было построено в 1909 году.

Здание по адресу Грибоедова, 144, было построено в 1909 году.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Дом построен в южном стиле

Здание по адресу Грибоедова, 144, было построено в 1909 году и принадлежало архитектору Петру Николаевичу Батуеву, который построил ещё порядка 50 других домов в Петербурге. В XX веке в городе на Неве самым популярным архитектурным направлением был модерн. Но конкретно этот дом напоминает стиль, который в Петербурге встречается редко, – Барселона.

– Обычно в Петербурге строили дома в северной тематике, а здесь формы, больше отсылающие к морю, чему-то южному. Например, балконы. На втором этаже 2 открытых балкона, что в нашем климате, конечно, опрометчиво. А на них прорези с металлическими вставками (решётками) – это для Питера редкость, а вот в Испании такого очень много, – рассказывает гид.

О какой-то особенной идее Петра Николаевича Батуева доподлинно неизвестно. У всех архитекторов того времени была одна главная задача – выделиться.

– Когда возводили дома, понятно, что этого северного модерна с баранами и волками в городе появилось полным-полно. Вот Батуев взял и эксперимент устроил, – объясняет Дмитрий.

Ещё одной особенностью этого парадного стал встроенный лифт. Он не входил в изначальную стоимость дома. Им, как и перилами и изготовлением деревянных рам, занималась сторонняя компания. Установка лифта была дорогим удовольствием, и позволить себе это могли не все.