В своё время Лев Бакст произвёл настоящий переворот в мировом театральном искусстве: именно он объединил в своих работах моду, живопись, декоративно-прикладное творчество и сценографию. Наибольшую известность Баксту принесли декорации и костюмы, которые он создавал для театра, в особенности "Русских сезонов" – театральной антрепризы Сергея Дягилева, которая произвела фурор среди европейских и американских зрителей начала XX столетия. Последней работой художника стало оформление балета "Спящая красавица" на музыку П.И. Чайковского.
Плакат с изображением Т.П. Карсавиной в балете "Видение розы" на музыку К.-М. Вебера
предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга
Фото:
Сегодня произведения Льва Бакста хранятся в собраниях крупнейших музеев России и мира, включая Русский музей, Третьяковскую галерею и Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга.
Плакат с изображением В.Ф. Нижинского в балете "Видение розы" на музыку К.-М.Вебера
предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга
Фото:
– В Музее театрального и музыкального искусства хранится почти энциклопедия театральных работ Леона Бакста – от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок "Спящая красавица" 1921 года в Лондоне, – рассказала Metro Ксения Быстрова, экскурсовод Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга. – И из всех самых неожиданных и ярких фактов о жизни Бакста – от введения в моду восточных и ориентальных мотивов (благодаря постановке "Шехеразады" в 1910 году) до личной коллекции шейных платков меня удивляет своими взаимосвязями и яркостью восприятия памяти художника его история о "Спящей красавице" 1890 года. Иногда я вспоминаю её в экскурсии по музею, где представлены оригинальные костюмы и фотографии (и не только!) с премьеры этого спектакля. В специальном издании к премьере Sleeping Beauty ("Спящая красавица") в Лондоне приводится история Лео Бакста о генеральной репетиции и премьере балета. Эта история, где фигурируют и директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (по совместительству ещё и идейных вдохновитель спектакля и автор эскизов костюмов), артисты труппы и администрация, а также – удивительное дело! – сам композитор Петр Ильич Чайковский! История волшебная, как и сам балет, но, как показывают исследования, не совсем правдивая. Но это и не важно! Тот мир, который создаёт рассказчик в этой картине о спектакле "Спящая красавица", – мир художника-мирискусника и юноши, которого влечёт театр. Соединение вокруг и переплетение смыслов. Удивительная история! И каждый раз, когда я прохожу мимо фотографий с премьеры, а затем веду посетителей к плакатам "Русских сезонов" Дягилева, на которых изображены (рукой Жана Кокто) Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете "Видение розы" (конечно, в костюмах Леона Бакста), я вспоминаю причудливую историю, соединяющую времена и смыслы.
Эскиз костюма Прекрасного Принца к балету "Спящая принцесса" П.И. Чайковского
предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга
Фото:
Эскиз костюма Синей султанши к балету "Шехеразада" на музыку Н.А. Римского-Корсакова
предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга
Фото:
