"Немосква" – это один из самых громких за последнее время проектов, посвящённых современному искусству и современным региональным художникам. Отсюда и название.

Здесь есть фотографии, картины, сложные формы, интерактивные инсталляции и огромные арт-объекты – в общем, всё то, за что любят современное искусство. На входе в экспозицию висит одна из самых важных работ всего проекта – инсталляция Маяны Насыбулловой "Опять ничего не происходит": огромные облака из ваты, ёлочный дождик и красный "транспарант" с советским шрифтом. Впрочем, "ничего не происходит" – это иллюзия. Немосква (а к ней относится и Петербург) – территория не менее интересная и вдохновляющая, чем столица России.

– Немосква – это все мы. Собственно Москвы нет вообще – это большая мистификация, наполненная жителями других регионов, – говорит Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, вместе с Манежем организовавшим проект. – И это иллюзия, что всё искусство, спрятанное где-то там, в Немоскве – тихое, скромное и никому не понятное. Оно живёт, причём самым разнообразным образом. Эта выставка – не про то, что происходит, а про то, что мы чувствуем.

Женщины из колоний и шкафчик со швабрами

Чувствуют и видят художники многое – и по-разному это воспринимают и транслируют, оттого от выставки остаются противоречивые впечатления. Объектами и вдохновением для их работ становятся совершенно неожиданные вещи и субстанции – к примеру, советские многоэтажки, как в случае с Анастасией Цайдер или подъезды-парадные, одинаково исписанные в Тюмени и в Петербурге, как у арт-группы "Космическая корова". Владимир Чернышёв из Нижнего Новгорода вообще залил целый "бассейн" гудроном: его одноимённая инсталляция рассказывает о потребительском отношении человека к природе.

Иногда авторы обращаются к истории – выходит пронзительно и остро. Петербуржец Александр Миронов, родившийся в Луганске, создал инсталляцию "Станция Дистопия": огромное подвесное облако из деревянных каталожных ящиков-архивов НКВД, снизу – стенд со шляпой Архитектора Николая Лансере. Он проектировал реконструкцию самого Манежа в 1931-1935 годах, был арестован за шпионаж и умер в саратовской тюрьме в 1942-м.

Одно из самых серьёзных исследований "Немосквы" – инсталляция Елены Аносовой – тоже отсылает к неизбывной российской теме тюрьмы. Её "Отделение" – это фотогалерея с портретами осужденных женщин, отбывающих наказание в сибирских колониях. Здесь есть и бездушная наркоторговка с пустыми глазами, и "сестра" давинчиевской "Дамы с горностаем" – с котом на руках.

Прямо напротив "Отделения" – инсталляция петербургской группы iBiom, отсылающая к знаменитому курьёзу "А огнетушитель или экспонат?!?": это шкафчик со швабрами, униформой, чистящими средствами и перчатками. В гиде по выставке этот объект тоже есть, так что это – точно искусство, перепутать невозможно.

"Расшить и зашить" Петербург

Авторов из Северной столицы в "Немоскве" – довольно много. У них, говорят устроители выставки, особенный взгляд на вещи. Одна из самых "петербургских работ" – "Правило шва" Аси Маркулиной. Это два белых платья, сшитых воедино и парящих в воздухе. От ворота до ворота на них – карта Петербурга. Внизу – отрывки из дневника.

– Это мои записи 2014-2015-го года: тогда я училась в СПбГУ на художника и была совершенно не встроена в культурную жизнь города, чувствовала себя неустроенной и чужой. Откуда я приехала? Из Перми, – рассказывает Ася. – Тогда я много гуляла и изобрела свои ритуалы: "зашивала" улицы переходя через "зебры", когда покидала какое-то место – и "расшивала", приезжая туда, где собиралась жить. Это такие полуязыческие практики, которые в итоге вылились в арт-проект… Да, платья я шила сама: на них – Невский проспект, Фонтанка, Мойка, стрелка Васильевского острова, набережная Смоленки и так далее. В этих районах я и жила.

У "Немосквы" – удивительное свойство: независимо от того, из какого зритель на самом деле города, он будет узнавать в этих инсталляциях что-то своё, близкое именно ему.

– Есть люди, которым нужно, чтобы кто-то рассказал, как "правильно смотреть на выставку" – и для них есть книжечки-гиды, где описан каждый проект. Можно прочитать – и свериться с собственными ощущениями, – говорит Марина Лошак. – Но можно ничего не читать – а посмотреть самому, довериться себе и сразу что-то почувствовать…

Выставка "Немосква не за горами" продлится до 15 октября 2020 года. Билеты "Манеж" продает только в электронном виде – и просит приходить в масках.