В Петропавловской крепости открылся Международный карильонный фестиваль. В течение двух недель музыканты со всего мира будут удивлять петербуржцев колокольными мелодиями.

Постоянный участник фестиваля карильонист Олеся Ростовская репетирует две программы.

– Я заметила, что некоторые произведения входят в диссонанс с дождём: они солнечные, и дождь их как-будто гасит, – рассказывает Олеся Metro. – А другая музыка, наоборот, просто создана для плохой погоды – сливается с ветром и моросью. У меня два концерта, и я подготовила две программы: одну на ясную погоду, вторую сыграю в том случае, если будет пасмурно. В дождь хорошо слушать народные песни: «Ой, то не вечер», «Ой, да ты калинушка» и другие. Повезёт с погодой и выглянет солнце – значит, будет звучать программа «Для детей от пяти до 95 лет». Это песни разных композиторов, которые они написали для детей и взрослых.

Светский инструмент

Карильонный фестиваль «Музыка над городом» пройдёт на Соборной площади. Музыканты со всего мира будут исполнять свои программы из колокольни Петропавловского собора, где установлен инструмент.

– Карильон – это клавишно-ударный инструмент, ряд настроенных колоколов присоединён к специальной клавиатуре, – объясняет Олеся. – Карильоны по всему миру установлены либо в ратушах, либо в колокольнях соборов. Просто потому, что изначально именно они были самыми высокими зданиями в населённых пунктах. Это единственная причина. Инструмент не участвует ни в каких службах – ни в православных, ни в католических, ни в лютеранских. Карильон ведёт светский образ жизни.

Цифра:
51 колокол в карильоне, установленном на колокольне Петропавловского собора

Музыкальное карате

Каждая программа фестиваля рассчитана на час. За это время зрители увидят музыканта несколько раз, когда тот будет выходить на подоконник колокольни, чтобы поблагодарить слушателей за аплодисменты.

– Конечно, когда сидишь на высоте 40 метров, а зрители находятся на площади,  чувствуешь себя принцессой в замке, – говорит Олеся. – Но я всё равно ощущаю реакцию слушателей по градусу аплодисментов.

По словам карильонистов, существует стереотип: чем сильнее музыкант нажимает на клавиши, тем громче звонит колокол.
– Мы играем четырьмя «пальцами»: задействованы два кулака и две ноги. Важно чётко управлять своей координацией, – продолжает Олеся. – Сила для этого инструмента не нужна. В Японии игру на карильоне называют «музыкальное карате». У нас, как и в боевом искусстве, важно, как и куда ты направляешь свою энергию.