В Петербург впервые привезли самых великих фотографов агентства Magnum. Репортер Metro первой побывала на экспозиции

Совсем скоро жители Северной столицы смогут увидеть легендарные снимки главных мировых фотографов – от Анри Картье-Брессона до Георгия Пинхасова. Петербургский Манеж смонтировал выставку "Иной взгляд. Портрет страны в объектива агентства Magnum", которая точно станет большим событием этого лета. Проект охватывает период от послевоенного 1947 до коронавирусного 2020 – и Петербург в этой ретроспективе тоже есть.

Самые знаменитые фото покажут в Манеже в Петербурге.

Самые знаменитые фото покажут в Манеже в Петербурге.

Святоmagnum photosслав Акимов, "Metro"

Фото:

Бродский и другие достопримечательности
В Петербург и вообще в Россию ещё никогда не привозили столько – тридцать девять! – легендарных мастеров фотографии. Сам Magnum больше 70-ти лет – с момента основания – считается ведущим репортажным фотоагентством в мире. И почти никогда не делает оригинальных проектов, отправляя по главным музеям мира уже сформированные гастролирующие  выставки. К фото из архива Magnum добавились несколько снимков самого Анри Картье-Брессона из его фонда, отпечатанных ещё при жизни самого мастера и им подписанных. Получил всё это Манеж ещё до карантина, в конце марта.

Абсолютно пустые залы – конечно, удовольствие редкое: тишина, свет – и 265 черно-белых и цветных снимков магнумовских мастеров. Проект оформлен почти в монохроме – серые стены, красные ковры и чёрные буквы описаний. Ничего лишнего: два этажа и восемь десятилетий.

Все фотографии разделены по десятилетиям, но это точно не "экскурс в историю" – это отстранённый, но "добрый" взгляд на жизнь СССР и России. Почти на всех снимках – простые люди, занятые обычными делами. Тут есть Красная площадь с предвыборными плакатами – и курортный юг, Транссиб и охваченная войной Чечня, сибирские лагеря – и первый завод пепси-колы, красноярские сектанты – и православные паломники. Многие фотографии – прекрасно известны в России, к примеру – "Развод" великой Евы Арнольд, снятый в Москве 1966-го или портрет Бориса Пастернака Корнелла Капы 1958-го. Все снимки печатал сам Magnum в Париже – и после окончания петербургского проекта они должны туда вернуться.

Ленинграда и Санкт-Петербурга здесь тоже очень много, выставка так и задумывалась: Иосиф Бродский на крыше Петропавловской крепости, юные балерины Вагановского училища, гостиная Льва Кассиля, изумлённые павлином-часами посетительницы Эрмитажа в платочках, покупательницы Елисеевского в песцовых шапках, молодожёны на стрелке Васильевского и загорающие в подкатанных трусах – на пляже Петропавловки, а ещё – Миллионная, Невский проспект, Павловский дворец… В каждом десятилетии – город другой.

Эти и другие снимки отбирала лично Нина Гомиашвили, известный фотограф и галерист, дочь знаменитого актёра Арчила Гомиашвили. Готовился проект около двух лет.

–  Для знакомства с архивом я специально ездила в Париж, – говорит в разговоре с Metro Нина Гомиашвили, куратор "Иного взгляда". – Также мы получили доступ в оцифрованный архив Magnum для отбора фотографий. Серьёзная работа началась уже осенью, и за несколько недель я отсмотрела тысячи и тысячи фотографий – это буквально "снимки, выбранные пинцетом". Изначально проект заканчивался 2019-м, но в последний момент, когда развернулась трагедия с коронавирусом, мы добавили к 250 снимкам ещё пятнадцать, причём совершенно невероятных, холодящих душу. Их сделала Нанна Хайтманн в Больнице № 52 в Москве. Девушка – а ей всего 25 лет! – в разгар пандемии застряла в Москве, не имея возможности выехать, но имея возможность фотографировать – пациентов и докторов, борющихся с вирусом.

Коронавирус внёс и ещё несколько коррективов в проект: Нина Гомиашвили сама заразилась коронавирусом и потому координировала монтаж дистанционно из Москвы.

Процесс монтажа занял больше времени, чем планировалось, поскольку по санитарно-эпидемологическим требованиям в рабочей бригаде каждый день было не больше 10 человек – по 5 строителей на этаж.

Медикам – бесплатно!
На первое послекарантинное время в Манеже откроют только саму экспозицию – никакого кафе и магазина. Вход, выставочный зал и туалеты будут постоянно дезинфицировать, а утром и вечером – проводить "большую" уборку. В сравнении с метро или магазинами – практически стерильная чистота.

– Нам нужен ровно один день, чтобы открыть выставку для зрителей, и мы надеемся, что такое решение будет принято городом в ближайшее время, – говорит Metro Павел Пригара, директор Манежа. – Конечно, мы несколько изменим свою работу, учитывая обстоятельства:  билеты будут продаваться только в электронном виде, в час на экспозицию сможет пройти не больше 50-70 человек, и все они обязательно должны быть в масках и перчатках – естественно, с соблюдением социальной дистанции. За этим проследят волонтёры. В электронном билете будет указан временной промежуток, в который зрители смогут попасть на экспозицию – как в кино или в театр. Очереди? А они даже в теории не смогут возникнуть. Кстати, все медицинские работники до конца года смогут попасть в Манеж бесплатно – нужно только предъявить пропуск в больницу, визитку или какой угодно удостоверяющий документ. 

По соображениям безопасности ни экскурсоводов, ни "плееров" с наушниками на выставке тоже не будет. Зато будет бесплатный онлайн-гид для мобильных. И это тоже поможет и правильно оценить и максимально прочувствовать эти 265 фотографий.

– Это ни в коем случае не историческая выставка – Россия с 1947 по сегодняшний день. Фиксированием событий скорее занимался ТАСС, а это – взгляд фотографов на происходящее, – говорит Нина Гомиашвили. – Да, некоторые кадры можно увидеть и в Интернете, но когда снимок висит на стене – он с вами разговаривает, у вас складываются с ним какие-то отношения. Стоит ли пойти на эту выставку с детьми? Безусловно. И обязательно нужно отвечать на их вопросы о том, что происходит на снимках.

 

"Иной взгляд": фотографы
•    Анри Картье-Брессон, 1908–2004. "Отец" фоторепортажа, сооснователь Magnum Photos
•    Роберт Капа, 1913–1954. Основоположник военной фотографии, классик документальной съёмки
•    Корнелл Капа, 1918–2008. Младший брат Роберта Капы, один из главных американских фотографов
Один из самых ранних снимков проекта сделал Роберт Капа в Москве 1947 года.

Один из самых ранних снимков проекта сделал Роберт Капа в Москве 1947 года.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото: