Стеклянная арфа – инструмент самодельный. Александр Лемешев возит его в двух футлярах. Бокалы прочно привинчены к подставкам. В концертном зале маэстро монтирует инструмент, в один из бокалов наливает воду для смачивания рук и играет произведение.

Две с половиной октавы

Александр Лемешев – артист, исполняющий "стеклянную" музыку. Его знают не только в России, но и во всём мире. Лемешев получил высшее образование по классу гитары, работал в качестве бас-гитариста в рок-группе и джазовом оркестре.

– Когда заканчивал обучение, услышал звучание стеклянной арфы, познакомился с одним музыкантом, он мне объяснил, как извлекается звук на таком инструменте, – рассказал Metro Александр Лемешев. – С этого момента решил, что буду играть на бокалах.

По словам музыканта, все, кто владеет этим уникальным инструментом, – самоучки. Лемешев наблюдал, как играют другие "арфисты", что-то придумывал сам.

– Мокрыми пальцами проводишь по бокалам, за счёт трения появляется звук, – объясняет Александр.

Собрать инструмент – это кропотливая работа. Маэстро использует бокалы из богемского, хрустального и обычного стекла.

– В магазине не очень большой выбор бокалов, поэтому обычно я договариваюсь со складом, – говорит музыкант. – Тестирую бокалы, выбираю нужные ноты. Иногда перебираю по несколько ящиков, чтобы найти долгожданную "до-диез" или "ми-бемоль".

По словам Александра Лемешева, почти все бокалы приходится дорабатывать. Чтобы подстроить их, музыкант стачивает дно и тем самым опускает звук до нужной ноты.

– В моём музыкальном инструменте три десятка бокалов, это две с половиной октавы, – говорит арфист. – Располагаются они от более высоких к более низким нотам. На сцене я подзвучиваю бокалы микрофонами.
30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу.

30 бокалов нужно, чтобы собрать стеклянную арфу.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На улицах и в залах филармонии

Лемешев начинал с частных выступлений, его стеклянная арфа звучала на выставках и конференциях, на улицах Петербурга и Хельсинки.

– В какой-то момент подумал, что было бы интересно сделать полноценную концертную программу, – говорит Александр. – Начинал работать в дуэте с классической гитарой. Потом – со струнными квартетами, органистами и камерными оркестрами.

Выступал в самых лучших залах России, ездил на гастроли в Европу, Америку, Мексику.

– Самая лучшая энергетика и звучание моего инструмента в родном городе, в Большом зале Петербургской филармонии, – говорит Александр. – И звук там отличный, и публика.
Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла.

Звук извлекается за счёт трения мокрых рук и стекла.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Хрустальный Щелкунчик"

Александр Лемешев может исполнить любую музыку, но предпочитает классику.

– В моём репертуаре всегда были произведения Баха, Моцарта, Шуберта, других великих композиторов, – говорит музыкант. – Когда появилась идея сделать программу для детей, то, конечно, взяли несколько номеров из самого любимого детского балета Петра Ильича Чайковского и назвали проект "Хрустальный Щелкунчик".

Александр Лемешев выступает вместе со струнным квартетом. Концертный проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Ближайший концерт состоится 10 февраля в Культурно-досуговом центре "Московский".