Музей искусства Санкт-Петербурга подготовил рассказ о блокадных художниках.

Во времена блокады город продолжал жить творческой и интеллектуальной жизнью. Наперекор всему, чтобы вселять надежду в тех, у кого ничего не осталось, чтобы запечатлеть и донести потомкам события тех страшных лет, чтобы никому  и никогда не пришло в голову повторить тот ад.

Судьбы художников блокадного Ленинграда сложились по-разному. МИСП рассказывает о некоторых их них.

Один из участников объединения "Боевой карандаш"  - Теодор Иосифович  Певзнер (1905 -1942)– создал в содружестве с двумя другими авторами первый политический плакат, который появился на стенах Ленинграда.   Впоследствии вышло еще несколько выпусков "Боевого карандаша", в которых не только изображения, но и стихи к ним выполнил сам художник.  В годы ВОВ Певзнер добровольно остался в осажденном Ленинграде, в январе 1942 года Теодор Иосифович Певзнер скончался в госпитале "Астория" от крайнего истощения в и был погребен в общей могиле на Серафимовском кладбище.

Политический плокат. Т.И. Певзнер.

Политический плокат. Т.И. Певзнер.

Предоставлено организаторами

Фото:

В годы блокады художники перешли на казарменное положение, поселившись  в Союзе художников, чтобы оперативно выполнять поставленные перед ними задания. Ходить по Ленинграду во время артобстрелов  было небезопасно.  Вячеслав Владимирович Пакулин (1900 – 1951) не расставался со своим этюдником, продолжал писать на улицах Ленинграда во время бомбежек и обстрелов.  Его работы, написанные в самые трагические для города годы, необыкновенно светлые и пронзительные. Они должны были вселять надежду в тех, у кого уже ничего не осталось.

Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом.

Пакулин посреди Невского проспекта перед мольбертом.

Предоставлено организаторами

Фото:

Владимир Ариевич Гринберг (1896 – 1942). После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде, участвовал в строительстве оборонительных сооружений, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в "Окнах ТАСС", был участником "Первой выставки работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны", открытой 2 января 1942 года в Малом зале Ленинградского Союза советских художников. Умер 29 февраля 1942 года, в самую страшную для города зиму, похоронен на Большеохтинском кладбище.

Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940.

Н.Ф. Лапшин Адмиралтейство. 1940.

Предоставлено организаторами

Фото:

Большую роль в сохранении творческого наследия художника сыграла его жена, Вера Евгеньевна. Когда в июле 1942 года она уехала в эвакуацию, квартира Гринбергов со всеми находящимися там произведениями, как мастерская члена СХ, была опечатана. Вера Евгеньевна, беспокоясь за сохранность работ мужа, постаралась как можно раньше вернуться в город. Она приехала в Ленинград вместе с группой строителей, направлявшихся для восстановления разрушенного города. В тот же день, когда Вера Евгеньевна вернулась, квартиру Гринбергов самовольно вскрыли, но она успела спасти от гибели все картины Владимира Ариевича.