В Петербурге на месте исторической обувной фабрики появится новое общественно-деловое пространство с пешеходной зоной и целой улицей с едой. Работы на территории "Скорохода" уже начались: девелопер обещает, что не будет ничего сносить и максимально сохранит дух места. КГИОП признал часть зданий памятниками архитектуры, а с нескольких снял охранный статус. Так или иначе, первые два "переделанных" корпуса "Охта Групп" обещает ввести в эксплуатацию уже в этом году. Завершится реконструкция объекта через пять лет.

Metro поговорило с Юлией Минутиной-Лобановой, координатором общественной организации "Живой город" и членом Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Она в числе других специалистов оценивала экспертизу, проведённую перед началом работ на "Скороходе".

 
- В каком изначальном объёме сохранился комплекс зданий "Скорохода"?
- Комплекс зданий "Скорохода" постоянно использовался по прямому назначению – для производства, которое постоянно развивается. Несмотря на это, большинство зданий имеют высокую степень сохранности – и фасадов, и интерьеров. Опять же, поскольку это производственные здания, но интерьеры в нем очень функциональны, а значит, практически не претерпевают перестроек.
 
- Насколько ценным архитектурным памятником представляется "Скороход" в сравнении с другими промышленными "памятниками" в Петербурге?
- Это сложный вопрос, поскольку у каждого промышленного памятника своя архитектура, каждый уникален и по своей планировке, по тому, какое место он занимает в районе, где находится. Конечно, "Скороход" не столь масштабен, как, скажем, Кировский завод или "Красный треугольник"; но для Санкт-Петербурга-Ленинграда это знаковое предприятие, прославившееся далеко за пределами города. Кроме того, этот комплекс дореволюционных зданий прекрасно сохранился, находится в приличном состоянии, территория сохранила черты заводской планировки. Памятник "Постройки товарищества механического производства обуви "Скороход" займет достойное место среди других памятников промышленной архитектуры Петербурга.
 
- Насколько комплекс пострадал от эксплуатации? Нуждается ли он в масштабной реконструкции?
- По большей части памятник использовался и используется до сих пор по целевому назначению – как производственные корпуса. Другой вопрос, что сейчас производства будут выводить с этой территории – если раньше фабрику строили на окраине, то сейчас это уже фактически центр города с достаточно плотной застройкой. Но то, что здания не стояли без дела, конечно, хорошо – они находятся в рабочем состоянии, и приспособление к современному использованию провести относительно просто. Больше всего от нецелевого использования и перестроек пострадали корпуса, идущие вдоль Московского проспекта, их КГИОП в итоге не включил в состав объекта. Я голосовала за то, чтобы они вошли в состав памятника, потому что они являются неотъемлемой его частью, их облик хорошо читается несмотря на хаотичный ремонт, а на этой территории исторические здания-непамятники защищены, если они формируют уличный фронт (здесь такого нет).
Но голосование проходило в электронном виде, и я не знаю, как голосовали другие члены рабочей группы и чем они руководствовались. Надеюсь, что здания все же сохранятся.

- Какие пять обязательных пунктов можно было бы включить в общедоступную экскурсию по Скороходу?
- Сложно назвать именно пять пунктов. Но, конечно, отправной точкой экскурсии могла бы стать "центральная площадь" "Скорохода", с которой можно видеть практически полностью комплекс зданий, саму планировку фабрики. К тому же, на площади установлены примечательные скульптуры, одна из них – памятник В. И. Ленину авторства Манизера. Особое внимание я бы обратила на конторское здание – одно из старейших в комплексе. Обязательно стоит показывать интерьер хотя бы одного из производственных залов, с чугунными колоннами, поддерживающими своды. И любопытным, хоть и не охраняемым в итоге, объектом можно считать корпус 109 к. 3 лит В. Во-первых, между ним и соседним корпусом размещена советская вывеска-реклама "Скорохода" – решетка, на которой укреплены силуэты обуви и эмблема предприятия. А если смотреть на торец здания со двора, то видны следы многочисленных перестроек – наглядную летопись жизни производственного здания в течение века.

- Как, по вашему мнению, можно было бы использовать ансамбль, учитывая его новый статус?
- В ходе рассмотрения экспертизы нам продемонстрировали концепцию приспособления комплекса зданий "Скорохода" под общественное пространство – это очень интересный проект с внимательным отношением к памятникам, по крайней мере, в том виде, в котором он был представлен. Если он будет реализован, выиграет и объект культурного наследия, и район в целом. Отдельно стоит отметить в числе важных преимуществ концепции, что когда приспособление ведется комплексно, это позволяет сохранить ощущение единого пространства, единого объекта, а это очень важно. Но вообще промышленные здания обычно относительно легко приспосабливать практически под любой вид использования – деловые центры, спортивные объекты, гостиницы, магазины… Это связано с достаточно скромными интерьерами и функциональной планировкой.