В Петербург прибыл экипаж судна "CeC-Future", захваченного пиратами в Аденском заливе у берегов Сомали 7 ноября 2008 года. Моряки рассказали подробности своей многодневной жизни в плену.

Андрей Ножкин - капитан судна "CeC-Future": Это был первый рейс на пароходе в качестве капитана.

Ваше первое желание, когда вы поняли, что свободны? Первого желания особого не было. Главное было то, что мы свободны.

Как все происходило с самого начала? Помните, как пираты приближались...- Рассказывать подробно нет смысла - слишком много всего. Заблаговременно обнаружили их, попытались связаться с судами, но нас услышал лишь самолет, но находился он далеко. Мы маневрировали, поддерживали с ним контакт, рассказывали все и про пиратов, и про то, что они делали, плюс о наших маневрах. Все это было до момента, когда поднялись на борт судна. У них был двойной перевес в скорости и маневренности, плюс гранатометы..У нас шансов не было. Нужно было быстро понять, что произошло и не поддаться панике. Паники не было. Это нас и спасло.

Так вы стали заложниками...- Это бизнес, которым занимаются местные ребята. Это их способ заработать.

Вам угрожали?- Не без этого.

Было страшно?- Конечно.

Почему не удалось связаться с коалицией? - Этот залив -не футбольная площадка. Это огромная территория с интенсивным движением судов, вода очень часто неспокойная. Пираты используют белые лодки - издалека выглядят как пена. А пластиковые лодки не опознаются радарами. На тот момент не было эскортов с военными кораблями. Было лишь патрулирование. Давалась информация о безопасном коридоре, целый комплекс мероприятий.

Советы от самолета ВВС Германии были эффективны?- Советы были профессиональными. Но, к сожалению, пираты действовали быстрее чем эти советы. К примеру, когда нам сказали увеличить скорость до максимума и кормой повернуть к пиратам, те уже были на борту с гранатометами и начали обстреливать рубку. Связь идет не в двустороннем режиме, а как по рации - один говорит, другой слушает. Может это затормозило.

Они стреляли из автоматов? Что первое они сделали...- Сперва была автоматная очередь по рубке. Обстрел... Пробоины есть. Но мы продолжали маневрировать до выстрела из гранатомета, попали между кранов, а второй хотели по нам, но лишь предупредили. Все мы были на мостике, все были предупреждены. Все были готовы к отражению атаки, если бы она не сопровождалась огнем, ребята зашли внутрь и забаррикадировались, но там было большое окно.

А что было бы, если бы топливо закончилось на корабле?- Это была бы патовая ситуация, из который никто бы не вышел. Пиратам такой "мертвый" корабль не нужен. Выкупать такое судно нет смысла. Проводя элементарный анализ, можно посчитать, что топлива нам хватило бы на время от 1,5 до 2 месяцев. Все зависело от того, сколько мы сами сможем сэкономить. Первое что я сказал, когда пираты вступили на борт "45 суток".

Как же корабль продержался? - Пираты сами стали доставлять топливо на борт, чтобы оставить корабль "живым". Иначе компания бы прекратила переговоры, если бы хоть поняла что пароходу не выйти.

Каково было питание ваше и пиратов? - Рацион был одинаковый. Сперва ели все наше, потом каждый свое. Судовые запасы съели за 10 дней. А рассчитан он был примерно на месяц, плюс запас. До этого за неделю мы брали свежие продукты. Пиратов было примерно от 18 до 30 человек. На месте якорной стоянки они привозили продукты себе - рис, макароны, коз, баранов. Наш повар готовил им питание, часть забирали себе - чем и питались. Нам не давали, но мы и не забирали тайком. Мы ставили их перед фактом, что мы это едим.

Где была якорная стоянка, знаете? - На якоре стояли в 2,5 милях от места, которое под их контролем.

Что можно предпринять в будущем, чтобы не повторялись подобные вещи? - Сложно говорить, ведь я не знаю что уже предпринято. Но из того что я знаю, думаю, что "Cliper grupp" предпринимает все, чтобы избежать подобные казусы в дальнейшим.

Каково здоровье команды? - Что улучшилось, не могу сказать. Зная весь свой экипаж, физически все здоровы. Но сложно сказать в каком психологическом состоянии.

Пираты боялись штурма корабля? - Там была не одна группировка. Там было три разных клана, которые не доверяли друг другу. Но и внутри кланов они не доверяли друг другу. Когда деньги были на борту, они все были начеку, словно сошли с ума. Их собралось человек 15 на площади 2 кв метра, когда вскрывали контейнер. Они словно с ума сошли. Достали деньги. Проверили. Один из них сорвал юбку, сложили деньги... убрали в сумку, перепрятывали несколько раз. Потом подняли ко мне. Главарь сел на нее, перезарядил автоматы. Началась дележка. Все это под наркотиками, травой.. Все это в маленьком помещении человек 20, кто курит, кто орет. Плюс приехали торговцы. Это было по эмоциональному накалу сопоставимо со всем временем, что мы провели там. Доходило до применения физической силы, вонь, синяки... Все это продолжалось часов 16. У всех были сняты предохранители на автоматах. Они постоянно жуют какую-то траву. Под ее влиянием они могут 4-5 дней не спать и быть в боеготовном состоянии. Мы это по часам засекали. Эта трава делала с ними чудеса. По их объяснениям эту траву в темноте срезали, чтобы от солнца она не завяла.

А что было после выкупа? - Торговцы покинули судно вместе с одним из кланов. Нам наметили на пути места высадки. Мы как бесплатное такси были. Последний клан, когда объяснил, где хочет высадиться, нам это так осточертело, что мы сказали, что у нас топливо заканчивается и им придется встретиться с коалиционными войсками.

Пираты грабили судно? - Мы понимали, что их деланное безразличие к вещам в начале будет диссонировать в финале. Мы попытались спрятать наиболее ценные вещи. Нам удалось договориться с переговорщиком, который обещал нам попытаться защитить судно от тотального разграбления. Хотя намерение было. Время от времени они проверяли, где лежат вещи, которые они хотят украсть. Грабеж был, может не в том объеме.

А спиртное они у вас тоже отобрали?- Они не нашли спиртного. "Cliper grupp" проводит политику - на борту судна нельзя употреблять алкоголь. Конечно, русские моряки не всегда поддерживают это требование. Но это тот случай, когда я благодарен, что нельзя брать алкоголь. Они не нашли алкоголь и успокоились от безысходности. А вы можете представить, как бы они себя вели под действием наркотиков и алкоголя.

Почему пресс-конференция именно в Петербурге? - Специально выбрали Питер. Сюда и удобнее всего добраться всем женам.

Когда домой? - Каждый поедет индивидуально, когда захочет. Мы можем здесь находиться сколько угодно. А расследование только начинается.

У вас , наверное, теперь аллергия на море? - Я люблю море и не вижу причин бросать эту работу.

Может, раскроете секрет, как продержаться в плену такое количество времени? - Мы просто жили и надеялись. Когда были хорошие новости мы растягивали их, за отсутствием алкоголя - мы рассказывали анекдоты. Юмор был одним из наших спасений. Пираты были в недоумении, что их заложники ходят, хихикают, улыбаются.

Сергей Дьячков старший механик, Архангельск. Работает с 2005 года в компании:

- С родными я говорил два раза по спутниковой связи - по одной минуте. В дальнейшем я говорил еще два раза по телефону переводчика - по 1 минуте. Переводчик со стороны пиратов не хотел, чтобы пираты узнали, что он давал нам поговорить по телефону.

Видимо, он владел русским языком, но открыто об этом не говорил. Он был, видимо, афро-американец. Отличался от пиратов. Его звали Али. Из его уст мы услышали, что 27 лет он провел в США. Вроде, у него есть брат, который учился в СССР. Он высказывался о том, что выполняет здесь свою работу переводчика.

Как вы думали, сколько все это продлится? - Я знал, что мы можем находится в плену пока у нас есть топливо. Это я понимал как механик. На корабле тоже должен гореть свет.

Расскажите про тот момент, когда производился выкуп. - Произошел сбой ..Главарь повел себя неадекватно. Все 13 человек нашей команды должны были выстроиться на палубе, чтобы всех увидели с самолета. Но главарь, Омар, решил выпускать по 6 человек. Произошел конфликт. Он прикладом нас запихивал обратно. Спустя 15 минут переговоров все уладили. Мы должны были встать метр друг от друга вдоль правого борта. Нас сфотографировали. Пиратам сбросили в воду контейнер с выкупом. Они его быстро выловили и взяли на судно. Коридоры все перекрыли. А что происходило, дальше знает капитан.

Как-нибудь Новый Год удалось отметить? - К Новому Году мы успели поставить квас. На Новый Год все выпили кваску. С дрожжами было плохо, у нас и хлеб был без дрожжей.

Хани Миккельсен. Крюинговый отдел компании. Управляющий офисами группы:

- Те моряки, которые были на "CeC Future", они знают, что имеют полную поддержку с нашей стороны во время своего отпуска. Они знают, что мы очень хотим, чтобы они вернулись на наши пароходы. Эти парни сделали фантастическую работу, мы хотим, чтобы они сами решили, когда они смогут вернуться.

Курт Д. Дамкъяр - упровляющий директор компании Cliper:

- Мы благодарны всем коллегам за то, что все моряки теперь дома, воссоединились с родными. "СС-Future" был захвачен проходя по Аденскому заливу 7 ноября 2008 года. С тех пор очень важные меры были приняты нашей компанией, чтобы освободить экипаж и судно. Спасибо семьям и экипажу. Спасибо капитану и экипажу за их действия в этой ситуации. Захват этого и других судов за последний месяц в этом проливе помогло осветить непреемлемую ситуацию в этом районе. Спасибо всем, кто работает над тем, чтобы исправить эту проблему. Будем влиять на международные сообщества, для продолжения работы по защите моряков в этом регионе. Хочется выразить признание за помощь от официальных властей России и Эстонии и конечно же российским военным, которые дали нам безмерную поддержку в случае с "СeС-Future" и эскорты для других судов.

Почему выкуп сбросили с вертолета? - Это самый быстрый путь доставления. Точную сумму мы не можем открыть. И не можем многое сказать о тактике переговоров, чтобы не мешать другим переговорам, которые происходят в том регионе.

Удалось ли во время переговоров сбить цену выкупа? - Это было движение навстречу с обоих сторон. Мы не хотели бы открывать детали переговоров.

Что предпринимается сейчас в этом регионе? - Пытаемся провожать корабли с конвоем. Это бесплатно.

Будет компания продолжать работать в этом районе? - Да мы продолжим. Главным средством защиты станет конвоирование пароходов.

Алексей Шилов - старпом:

- Пираты - это не шпана. Они хорошо организованны. И называют себя бизнесменами. Шпаной их назвать нельзя. Некоторые из них очень хорошо подготовленные люди.

Как они относились к экипажу?- Часть экипажа подвергалась унижению. Были вынуждены прислуживать. Пираты там жили , а рядовые члены экипажа убирали за ними. У нас была своя зона на мостике, где мы могли ходить. Это была как тюрьма.