В финале "Кавказской пленницы" футуристичный для советского времени микроавтобус "Старт" увозит героиню Натальи Варлей от Шурика. Тот самый экземпляр, на несколько секунд мелькнувший в любимой многими кинокомедии, вживую предстал перед посетителями выставки "Олдтаймер-галерея" в Экспофоруме.

– Она уезжает на микроавтобусе под "крутят они, стараясь, вертят земную ось", а Шурик остаётся с осликом, – рассказывает Metro пресс-секретарь "Олдтаймер-галереи" Анастасия Станкова. – Эта история про ту эпоху, когда люди верили, что в 2020 году мы будем летать на ракетах. Корпус машины не металлический, а из стеклопластика. А это 1966 год! Внешний вид микроавтобуса – их представление о том, как должны были бы выглядеть машины современные.

"Гончая" Jaguar

В зале собрано более ста раритетных машин. Каждый экспонат уникален историей и характеристиками для своей эпохи. Первый в мире автомобиль с передним приводом – Audi Front 1932 года выпуска; гоночный родстер BMW-328 1939 года; единственный сохранившийся стоматологический кабинет на колесах – Ikarus 1964 года – всё это можно увидеть на выставке.

Среди прочих блестит и сверкает бриллиант мирового автопрома – легендарный спорткар Jaguar E-Type 1961 года. А рядом красуется его усовершенствованная в XXI веке версия. Разгон до 100 км в час за 3,7 секунды, максимальная скорость 300 км в час. К слову, все машины, представленные на выставке в Северной столице, показываются впервые.

– Мы стараемся не повторяться! Я здесь с трудом могу насчитать 2-3 автомобиля с прошлого года, – говорит организатор выставки Илья Сорокин. – Многие автомобили, которые мы сейчас видим, ещё не могли быть показаны на выставке, потому что они либо не были отреставрированы, либо даже ещё не были найдены. Это непрерывный процесс, когда поисковики находят, реставраторы реставрируют, историки их поправляют.

Модель для царя

Выставка старинных автомобилей проходит в Петербурге второй раз. Центральный стенд экспозиции заняли машины начала XX века, среди них образцы, на которых ездил Николай II. В 2022 году отмечается 115-летие со дня основания царского гаража. Судя по коллекции, вкус у российского монарха был неплохой: Mercedes, Benz, Rolls-Royсе.

– Mercedes и Benz в то время были двумя отдельными концернами, и каждая боролась за право быть поставщиками в царский гараж. Возглавляет линейку "Делоне-Бельвиль". Специально для Николая II была разработана модель под названием "Царь". Она отличалась спаренными задними колесами, более длинным капотом, шестицилиндровым мотором. Она снабжалась системой безопасности в виде пневматического стартёра, на котором автомобиль мог ехать до 6 км, даже если мотор заглох, – говорит владелец реставрационной мастерской Сергей Симонов.

Здесь также можно увидеть машины, которые не были в пользовании царя, но ездили по дорогам Российской империи. Среди них Hispano-Suiza и Chevrolet, а также рама автомобиля известной русской марки "Руссо-Балт", существовавшей до революции.

– Завод находился в Риге, и его основной деятельностью было вагоностроение и самолётостроение. На "Руссо-Балте" произвели около 5 тысяч автомобилей разных модификаций. На сегодняшний день сохранилось всего два: один в Рижском Мотор-музее, другой в Политехническом музее. И вот здесь представлена попытка возрождения по чертежам автомобиля марки "Руссо-Балт", – продолжает Симонов.

"Каблук" для ГУМа

Под крышей Экспофорума есть не только легковые, но и грузовые автомобили. Москвич 400/420 был выпущен специально для центрального универмага в российской столице. На нём горожанам доставляли цветы, торты, салаты и другие товары.

– Эту машину произвели специально для ГУМа. По тем временам данная конфигурация автомобилей, "каблучки", была нечастая, но очень востребованная. Была заказана партия таких автомобилей для доставки, но остался только один. Мы его нашли на базе металлолома. Задняя деревянная часть не сохранилась. Мы подняли чертежи и восстановили машину, – делится Сергей Симонов.

Есть здесь и первый советский самосвал ГАЗ-410. Выпущен в 1939 году. Во время Второй мировой войны на таких машинах солдат снабжали провизией и материалами.

– На нужды фронта он привозил всё сыпучее: от зерна до гравия, – добавляет Анастасия Станкова.

Чтобы увидеть редкие экспонаты, у петербуржцев есть всего три дня – 24 апреля выставка закроется.