"Превращение" поставила петербурженка Ксения Михеева, а спродюсировал самый медийный хореограф страны – Мигель. Это не первая его работа в Северной столице и конкретно в историческом особняке Мошкова: до того были "Письма", "Вернувшиеся" и "Безликие".

В основе "Превращения" – одноимённая культовая повесть Франца Кафки о Грегоре Замза, превратившемся в насекомое. Это тоже иммерсивный спектакль, в котором нет сцены, а действо происходит в открытом пространстве. Зрители становятся полноценными его участниками и вместе с танцовщиками ищут спасения от полного превращения в насекомых.

Кадр из шоу: снимать во время спектакля в особняке запрещено.

Кадр из шоу: снимать во время спектакля в особняке запрещено.

Предоставлено организаторами

Фото:

 

В январе вы написали в Instagram: все спектакли в особняке завершаются. И вот в феврале – премьера "Превращения". Что поменялось?
Было жалко всё закрывать, хотя коронавирусная пандемия поставила нас в сложное положение. Мы собрались с силами и всё-таки запустили новый спектакль.

Для "Превращения" вы всё внутри поменяли?
Мы вычистили особняк, наполнили новыми декорациями и закрыли неиспользуемые локации. Суть вот в чём: люди покинули особняк – и тут из-под мебели начало вылезать нечто. И это нечто стало совершать какие-то самостоятельные действия.

Это очень страшно, мы видели шоу…
Я знаю!!! А изначально я хотел, чтобы всё вообще ночью происходило, чтобы зрители приходили в особняк ночью…

Но так или иначе всё происходит в полной темноте: мимо бегают существа, похожие на тех, что в хорроре "Спуск" показывают... Вы специально решили испугать петербуржцев?
Не-е-е-ет! Конкретной цели напугать не было (смеётся). Через полчаса страх проходит – и становится интересно. Мы предлагаем зрителям самим найти фонарики, чтобы освещать себе путь, и с ними ходить по особняку, участвуя в действии, разглядывая залы, мебель и интерьер. В "Превращении" можно испытать много эмоций – от первобытного страха до эстетического восхищения.

В одном из коридоров – сгоревшая стена. Специально жгли особняк?
Нет. Это собранные заново декорации – сруб сожжённой избы, которую мы нашли под Петербургом. Разобрали, привезли сюда и покрыли лаком, чтобы не пачкалась. Но дерево до сих пор пахнет дымом.

А зачем вы всех поставили на стрипы (обувь с очень высокой платформой и каблуком. – Прим. ред.)?
Это всё придумала Ксения Михеева. Мы соединили два совершенно разных современных стиля, от обоих взяли атрибутику и соединили их в одном теле.

Надо читать Кафку перед тем, как идти на шоу?
Читайте, но не привязывайтесь к сюжету, иначе пропустите всё самое главное. Мы не делали сильный упор на литературный источник, точно так же, как и не привязывались жёстко к "Привидениям" Ибсена, когда ставили "Вернувшихся".

Про предыдущие шоу вы говорили, что до некоторых комнат и за несколько раз можно не дойти: маршрутов в иммерсивных спектаклях много. Здесь то же самое?
Да. Здесь всё ещё сложнее из-за темноты.

А реквизит гости растаскивают? Его ведь можно брать в руки, изучать…
Нет. Максимум, куда его можно утащить, – до охранников. У нас везде стоят камеры. Потому, кстати, и заблудиться в особняке нельзя. Если мы видим, что человек в панике ищет выход, к нему подходит "чёрная маска" и показывает направление.

А другие запреты зрители нарушают? К артистам, к примеру, прикасаются?
Да. И вот за это мы с каждого спектакля по 30–40 человек выводим. У нас, как в театре, нельзя доставать телефон, звонить и так далее. Но есть ещё один запрет – прикасаться к актёрам. Всё остальное – пожалуйста, трогайте.

Предыдущее шоу "Письма" – с Достоевским, Матой Хари, Фридой Кало и другими реальными историческими персонажами – было очень успешно. Но в ближайшей афише его нет… Вы вернёте "Письма" в особняк?

"Письма", действительно, многим нравятся даже больше, чем "Вернувшиеся" – они понятнее. Я думаю, да это шоу вернётся в особняк. Но мы его немного переформатируем… Зрители будут проходить по всем этим кругам ада попадать на какой-то общий финал. Останется ли та скандальная сцена с Полем Верленом и Артюром Рэмбо? Конечно. Сам спектакль мы не изменим, но чуть-чуть скорректируем его внутреннюю логику.

Из-за "Превращения" и других спектаклей вы проводите в Петербурге много времени. Переехать не хотите?

Пока нет. Я и так тут провожу по полгода, можно считать, живу.

Три года назад вы говорили, что у вас здесь два любимых места – панорамная кофейня Solaris Lab и бар Dead Poets на улице Маяковского. Список изменился?

Да, всё вообще поменялось. Сейчас мои любимые места – рестораны Mr.Bo, "Место" и "Ем". И шаверма на Литейном, красная такая. Сейчас туда как раз и поеду.

"Танцовщики ломали колени, восстанавливались и возвращались на репетиции. Всё из-за обуви", - Мигель, продюсер шоу "Превращение" 
Кадр из шоу: снимать во время спектакля в особняке запрещено.

Кадр из шоу: снимать во время спектакля в особняке запрещено.

Предоставлено организаторами

Фото: