Автор проекта –   петербургская художница Ольга Васильева.

С виду – картины карандашом, на деле – редкий вид печатной графики. Выставка литографий петербургской художницы Ольги Васильевой открылась в галерее "Мольберт". Набережная Лейтенанта Шмидта, Андреевский собор, Академический сад, 1-я и 15-я линии – одиннадцать черно-белых мест на Васильевском острове представлено на стендах.

– Техника литографии – это традиция петербургской и ленинградской графики. Ее использовали художники ХХ века. Среди них Остроумова-Лебедева, которая рисовала картины с видом на Петербург, Конашевич, Добужинский, – объясняет Васильева. 
Камень, на котором создается будущая литография весит около 30 кг.

Камень, на котором создается будущая литография весит около 30 кг.

Галерея "Мольберт", Предоставлено организаторами

Фото:

На создание коллекции ушло 7 месяцев и десятки пробных этюдов. Литография – это рисунок на камне, который путем химической реакции переносится на бумагу. Процессу работы над картинами на выставке посвящен отдельный стенд. Серия фотографий и документальный фильм, который транслируется в зале на экране, повествуют об этом сложном и трудоемком деле.

Литографии создаются в несколько этапов. Нарисовать картину сразу на горной породе не получится: известняк весит порядка 30 кг. Поэтому первым делом художник с мольбертом выдвигается на место и делает эскизы, а уже после "колдует" над камнем в мастерской. Изображение наносится на фактуру зеркально специальным зажиривающим карандашом. Дальше подключается печатник. Он смывает рисунок и наносит на камень типографскую краску, которая пигментирует заштрихованные художником участки. Завершающая стадия – отшлифовка композиции на станке. 

Академический садик.

Академический садик.

Галерея "Мольберт", Предоставлено организаторами

Фото:

Перенос эскизов на один камень у Ольги Васильевой занял около двух недель. А вот создание этюдов временными рамками не ограничивается. По словам художницы, это творческий процесс, который может длиться от одного дня до нескольких месяцев.

– Важно, чтобы натура прошла через руку. Я зарисовывала элементы декора и делала наброски исторических зданий. Важно понять, в какое время суток лучше изобразить и в какое время года. Часть этюдов делала практически ночью, а некоторые в 4 часа утра. По памяти рисовать сложно, а по фотографии не совсем тот эффект: это снижает накал эмоций, что всегда отражается в картине, – рассказывает художница.
Набережная Шмидта.

Набережная Шмидта.

Галерея "Мольберт", Предоставлено организаторами

Фото:

Литография – сложный и поэтому редкий вид печатной графики. Он требует не только сноровки и мастерства от художника и печатника, но и специального оборудования, материалов. Так, камни, на которые наносится рисунок, – это особая порода известняка, которая добывается в Баварии на месторождении Зольнхофен.
Увидеть уникальные картины петербуржцы смогут до 6 июня.