Родителям школьников дали советы, как заинтересовать детей в обучении. Рекомендациями поделились участники первого всероссийского Форума классных руководителей из петербургских школ.

Знания пригодятся

Председатель Совета воспитательной деятельности гимназии № 271 и лауреат премии Правительства Петербурга "Лучший классный руководитель-2021" Никита Шамис уверен, что детям отдельно нужно объяснять практическую значимость получения образования. По его мнению, родителям необходимо показать детям, что все знания, которые они получают, применимы в повседневной жизни.

"Например, большое количество сочинений на уроках литературы помогают отточить навык самостоятельного и грамотного изложения мыслей – очевидно, он затем пригодится в вузе и при устройстве на работу, когда придётся писать резюме и автобиографию", - объясняет Никита Шамис.

На вопросы надо отвечать

Дети могут обращаться к свои родителям с разными вопросами, касающимися и школьной программы, и других тем. В эти моменты взрослым нужно с особым вниманием отнестись к интересующей ребенка проблеме - постараться объяснить и помочь ему найти ответы.

"Иногда самый нелепый вопрос может стать удачным стартом к внутреннему росту. Учите ребенка находить ответы на вопросы: и простые, и сложные. Показывайте путь. Учитесь вместе. Развивайте любознательность. Интересуйтесь сами чем-то новым, находите информацию, вместе изучайте и обсуждайте ее", - советует Евгения Гудковская, член Совета Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга, победитель конкурса лучших учителей России 2021 года.

Важна активность вне уроков

Альфред Гринмирис, учитель истории СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера, отмечает, что также важно объяснять ребятам и то, как участие во внеклассной деятельности поможет им в будущей жизни.

"Участие в том или ином конкурсе или проекте, безусловно, прокачивает коммуникативные способности ученика, творческий кругозор, способствует социализации, умению работать на результат, командному взаимодействию", – говорит он.

По мнению одной из победителей Всероссийской Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей "Профессиональные перспективы—2019", учителя начальных классов ГБОУ Школа №312 Фрунзенского района Алины Павловой, конкурсное движение способно заинтересовать школьников современного поколения. Он считает, что именно соревновательный момент может стать своеобразным драйвером, "который сподвигнет ребёнка узнать что-то новое, открыть перед собой неизведанные горизонты не только в учёбе, но и в личностном развитии".

"Конкурс – это не про соревнование с кем-то, а, в первую очередь, про соревнование с самим собой, про умение показать себя и свои успехи в определённой области на данный момент времени. Иногда, это про умение работать в команде, про умение распределять обязанности, нести ответственность. Ребёнок, если он не становится победителем, сразу видит свои точки роста, или учится адекватно реагировать на проигрыши, выстраивать индивидуальный маршрут для достижения цели", - отмечает Алина Павлова.

Проверка домашних заданий

Своим коллегам Никита Шамис советует пользоваться разными подходами при проверке домашних заданий. Он рекомендует время от времени заменять вызов учеников к доске разбором и обсуждением со школьниками выполненных их одноклассниками работ.

В то же время родителям не стоит силой заставлять школьников выполнять задания дома. По мнению педагога, в этом вопросе стоит найти те подходы, которые увлекут детей.

"Это даст ребятам мотивацию более творчески подходить к "домашке" и не делать её для галочки", - поясняет специалист.

Ошибки – не беда

Ребенок будет ошибаться, и в этом нет ничего страшного. Родителям не стоит ругать своих детей за те или иные неточности. Школьники должны иметь возможность ошибаться, тогда они перестанут бояться.

"Как только ошибка перестанет быть чем-то страшным и непростительным, появится другое значение – познание. Ошибся, значит нужно искать правильный ответ. А поиск ответов без негативного подкрепления закладывает интерес ребенка к самообразованию в дальнейшем. Правильная мотивация ребенка в обучении поможет сделать выполнение домашнего задания радостным событием и сохранить эмоциональное равновесие родителей", - объясняет замдиректора по воспитательной работе ГБОУ Школа №4 Василеостровского района и обладатель премии Правительства Санкт-Петербурга "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга – 2021" Екатерина Кочнёва.

Поменьше критики и сравнений

От постоянной критики и сравнений с другими одноклассниками школьник не станет более мотивированным. Преподаватели рекомендуют родителям быть более спокойными в этом вопросе, иначе они могут достигнуть противоположенного эффекта.

"Это рушит доверие и еще никогда никого не мотивировало. Не стоит раздавать оценочные суждения направо и налево: "это ты сделал плохо", "прошлый раз было лучше", "я так и знал, что ты не справишься". Согласитесь, так себе мотивация. Лучше поговорите о том, как можно эту же работу сделать ещё лучше", - советует Евгения Гудковская.

По словам учителей, крайне важно хвалить детей. Но, как подчеркивает Никита Шамис, не за ум и итог выполненной работы, а за вложенные усилия.