От Караваджо до Доре

По словам создателей проекта, "Все Бенуа – Всё Бенуа" – это энциклопедия русского искусства, рассказанная через судьбы и наследие одной из самых блистательных творческих династий России. В центре экспозиции – Александр Николаевич Бенуа, историк искусства, художник, сценограф, куратор, художественный критик и просветитель. В экспозиции также можно увидеть работы других представителей династии: Леонтия, Николая и Альберта Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"На выставке будет представлена галерея "От Караваджо до Доре" – это шедевры, которые Александр Николаевич выкупал у коллекционеров в течение долгих лет, – рассказывает куратор проекта Елизавета Павлычева. – Во время национализации Александр Николаевич объезжал усадьбы и забирал оттуда произведения искусства, чтобы передать в Эрмитаж. По документам мы узнали, какие именно работы были приобретены, и часть из них представили на выставке в "Манеже".

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Фамильная азбука

В 1904 году Александр Николаевич Бенуа создал "Азбуку" – художественный манифест семьи. Каждую букву он превращал в мир образов. В экспозиции представлены эскизы ко всем листам "Азбуки". Каждая буква – это отдельная история. Весь первый этаж выставки превращён в лабиринт. Рыцари символизируют букву "Р", костюм араба – букву "А", картины с изображением цариц и короны – букву "Ц" и так далее.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Буква "И" – игрушка

Игрушки Александр Николаевич Бенуа собирал всю жизнь по разным городам России. Глиняные, фарфоровые, деревянные "сокровища" художника сейчас хранятся в Эрмитаже и Русском музее.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"На этом проекте мы объединили коллекции, – говорит куратор выставки. – В "Азбуке" на странице буквы "И" многие из них изображены".

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Лабиринт

Чтобы попасть в мир "Азбуки", зрители должны пройти через стеклянный лабиринт, посвящённый театральному наследию Александра Бенуа.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Мы оказываемся между двумя масштабными видеопроекциями, в пространстве между двумя берегами Невы, – комментирует архитектор выставки Сергей Падалка. – С одной стороны открывается вид на Петропавловскую крепость, с другой – на Дворцовую набережную с Эрмитажем, картинной галереей которого Александр Бенуа руководил после революции. Где мы на самом деле? Может быть, на льду Невы или в каком-то другом пространстве. Но мы точно находимся в мире Бенуа. Здесь представлены его работы, эскизы к спектаклям. Пройдя через лабиринт, мы попадаем в кабинет Александра Николаевича. Атмосферу воссоздали по документальным фотографиям, использовали подлинные предметы мебели. По нашей задумке, кабинет как будто парит между первым и вторым этажами. А когда мы спускаемся вниз, то попадаем в сказочный мир "Азбуки".

Пётр I и его халат

В стеклянном лабиринте среди экспонатов представлены эскизы к спектаклю "Царевич Алексей", который Александр Бенуа ставил в 1920-е годы в БДТ. На рисунке Пётр I одет в шёлковый халат.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Такой халат действительно носил император, – говорит куратор выставки. – Он хранится в Эрмитаже, а на время выставки  переехал к нам в "Манеж".

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: