В Петербурге в Музее истории религии открылась экспозиция "От курьёза до раритета". Одни предметы из коллекции поражают своей древностью и уникальностью, другие – духовно-символическим смыслом. Metro рассказывает о некоторых из них

"Непристойная" Троица
Изображение смесоипостасной Троицы.
– Иконописцы совмещали изображения трёх ликов Христа, – объясняет куратор выставки, заместитель директора музея по научной работе Екатерина Терюкова. – Один изображён анфас, два – в три четверти. Они совмещены, и в результате получается разделённое на части лицо, у которого четыре глаза. Подобные изображения появились в искусстве Западной Европы ещё в Средние века. В России также писали иконы со смесоипостасной Троицей. Есть предание, что такой подарок преподнесли в дар Екатерине II. Впоследствии в Западной Европе подобные изображения были запрещены, а позже признаны еретическими. В России в конце XVIII века такие изображения стали считать непристойными.   

Амулет "Шкурка ежа"
Шкуркой ежа лечили дойных коров, игольчатой шубой массировали животным вымя.
– Шкурка привезена из Дагестана известным историком и этнографом Евгением Шиллингом, – поясняет Екатерина Терюкова. – В 30–40-е годы прошлого века он ежегодно выезжал на Кавказ и там искал артефакты. Шиллинг собрал огромную коллекцию амулетов для московского музея. В 1947-м его коллекцию передали нам.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Шкурка ежа.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Шкурка ежа.

"Metro"

Фото:

Чернильница с виселицей
"Чернильный набор – символ политической реакции в России при Николае II". Изготовлен по заказу антирелигиозного музея в Москве в 30-е годы прошлого века. Чернильница выполнена из металла рабочим Лавровым. Включает в себя виселицу, погост с крестами, гроб – собирательный образ борьбы с революционным движением.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Чернильница.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Чернильница.

"Metro"

Фото:

Пивной "монах"
Пивные баварские кружки в виде монаха или монахини.
– В западном искусстве второй половины XIX века появилась антиклерикальная нотка, – говорит Екатерина Терюкова. – На кружках часто изображали представителей католического монашества. Но для нас эта посуда интересна другим. Мы показали, что дно этих кружек выполнено в технике литофании, когда изображение можно увидеть только на просвет. На дне посуды мы видим влюблённых монаха и монашку.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Пивной монах.

Экспонаты выставки "От курьёза до раритета". Пивной монах.

"Metro"

Фото: