Участники круглого стола:

1.Юлия Студеникина, ген. директор компании "ВКО-клуб"

2.Юлия Котова, зам. Руководителя СПб-филиала НТК "Интурист"

3.Елена Сироткина, руководитель клиентского отдела СПб-филиала НТК "Интурист-Ривьера"

4.Лариса Дариенко, исполнительный директор компании Aurinkomatkat

5.Ирина Шевцова, директор филиала компании "Асент Трэвел"

6.Павел Баскаков, директор представительства компании "Натали Турс"

7.Евгений Левченко, генеральный директор компании "Менсей"

8.Дмитрий Смирнов, генеральный директор компании "Атлас"

9.Олег Зеленков, генеральный директор компании "ВодоходЪ Санкт-Петербург"

10.Виктория Бородина, начальник отдела продаж и рекламы турфирмы "Нева"

11.Марина Григорьева, директор компании "Солеанс Трэвел"

12.Сергей Акулинин, исполнительный директор компании "Авис"

13.Элеонора Топоркова, начальник отдела продаж компании "Аэротрэвел клуб"

14. Наталья Орлова, генеральный директор компании "Бон Вояж"

15. Тамара Халецкая, генеральный директор компании "Солвекс-Турне"

Шестой круглый стол Metro проходил не совсем обычно. Представители туристического бизнеса Петербурга собрались не в редакции, а на выставке "Отдых без границ. Лето 2009".

На самой выставке был аншлаг. Петербуржцы активно покупали путевки, опровергая все прогнозы и опросы.

Как отразился экономический кризис на вашей деятельности?

Юлия Студеникина: Несмотря на кризис, отдых в этом году так же востребован, как и в прошлом. Качественный отдых, предоставляемый, например, отелями таких всемирно известных цепочек как Sol Melia, RIU, Iberostar, Aldemar, пользуется неизменным спросом. Продажа таких туров на май остается достаточно высокой. В сети турагентств "ВКО Клуб" общий объем продаж не изменился, изменилась средняя стоимость тура на клиента в сторону уменьшения. Если раньше клиент мог позволить себе тур с проживанием в отеле 4****, то теперь клиент уже готов ехать в 3***, то есть повышенным спросом пользуются более экономичные туры. Вообще наша компания в будущее смотрит с оптимизмом, поскольку нашими стратегическими партнерами и акционерами стали крупнейший в Европе туристический концерн TUI Travel и российская инвестиционная компания S-Group Capital Management. Это означает доступ к новым ресурсам и возможностям - в первую очередь, для наших клиентов.

Олег Зеленков: У нас очень резко "упали" американские туристы, с круизного рынка ушли теплоходы "Тихий Дон" и "Россия", которые были в собственности американских компаний и обслуживали американских туристов. В этом году они будут обслуживать российских туристов. Спада европейских туристов пока нет. Что касается российских туристов, обслуживание которых составляет 80% нашего оборота, то здесь такой расклад: корпоративные заявки практически исчезли, а индивидуальные туры, наоборот, оказались более востребованными. Например, в октябре-ноябре 2008-го было забронировано путевок в три раза больше, чем в те же месяцы 2007-го. Сейчас темпы продаж несколько замедлились. "ВодоходЪ" к новому сезону готов, мы планируем открыть круизную навигацию 8 мая на теплоходе "Чичерин". Отмены круизов из-за недозагрузки теплоходов не будет. Цены по сравнению с 2008 годом подняли на 10-12 процентов, и больше повышать не планируем. Относительно результатов 2009-го года у нас оптимистические настроения, а вот в отношении 2010-2011 гг. - пока не ясно.

Виктория Бородина: У "Невы" продажи снизились в общей сложности на 15%. Но прогноз на лето оптимистичный, туров забронировано не меньше, чем в 2008-м. География маршрутов отдыха у нас обширная, и здесь произошла переориентация: намного возросли продажи туров в Ленобласть, Прибалтику, Скандинавию. Увеличился спрос на краткосрочный отдых в Европе, Египте и Турции. В то же время снизились продажи на туры, связанные с авиаперелетами, т.к. петербургские авиакомпании, являясь монополистами на нашем рынке, диктуют свои условия и не снижают цены на билеты. Поэтому цена на туры остается достаточно высокой, даже с учетом специальных предложений на отели от наших иностранных партнеров.

Наталья Орлова: У компании "Бон Вояж" годовые доходы по сравнению с 2007-м сократились на 30%. В январе 2009-го продажи упали на 30%, в феврале - на 50%. Что положительного: остались постоянные туристы, и они не собираются проводить отпуск дома. Мы попытались выставить на продажу более дешевые автобусные туры - например, путешествие по одному и тому же направлению может стоить и 500, и 300 евро. Самое интересное, что раскупаются более дорогие туры.

Павел Баскаков: Если сравнивать с прошлым годом, то перспективы тогда, конечно, были более радужными. В апреле-мае были рекордные объемы бронирования туров. Летом прошлого года российские авиакомпании ввели топливные сборы, в результате чего в июле цены на перелет по сравнению с маем на некоторых направлениях увеличились почти в 1,5 раза. Собственно, именно с этого момента и начался кризис в сфере туризма. Зимой рынок туризма в России просел на 30-40%. Это в среднем о рынку. По Таиланду, например, в силу политических событий в стране продажи упали в 2 раза. А по ОАЭ, наоборот, почти в два раза выросли, так как Эмираты приняли на себя часть туристов, переориентировавшихся с Таиланда на другие направления. "Натали Турс" зафиксировала положительные результаты 2008 года. Успешным, несмотря на сложности, был выход на греческий рынок. Довольны мы и результатами работы по Доминикане - другому новому направлению 2008 года.

Тамара Халецкая: Снижение продаж не чувствуем, несмотря на кризисную ситуацию. Есть тенденция увеличения продаж по раннему бронированию по сравнению с прошлым годом. Хорошо идет бронирование туров в Грецию, Болгарию, Кипр, Израиль, курорты Краснодарского края и Белоруссии. Надеемся, что лето будет достаточно успешным. Собираемся предлагать новые маршруты - в частности, на греческий остров Кос. Более, чем в два раза увеличим предложение по греческому Закинфу. Подготовим большой ассортимент гарантированных отелей в Греции, Болгарии, на Кипре. Расширили ассортимент по детскому отдыху

Евгений Левченко: Спад продаж мы ощутили только в ноябре 2008-го. Тем не менее год завершили с очень хорошими показателями. Наши постоянные туристы остались с нами даже в кризисные месяцы. Те проблемы, с которыми сталкиваются сейчас турфирмы, - это нормально. Приходится больше работать, и это только к лучшему! Задача туристических фирм в такой период - расширение ассортимента и улучшение качества услуг.

Елена Сироткина: За 20 лет, которые отделяют Россию от падения железного занавеса, выросло поколение, которое привыкло путешествовать. И никакие кризисы этому уже не преграда.

C каким настроением встречаете новый сезон?Ирина Шевцова: Лето встречаем небольшим снижением объемов перевозки, но с сохранением двух чартерных цепочек - в Хорватию (Пула) и Черногорию (Тиват). Вообще на предстоящий сезон смотрим без серьезных опасений: наш сегмент относится к средней ценовой категории, но при этом предоставляет качественный европейский сервис. Кроме того "Асент Трэвел" на рынке уже 18 лет, а с Хорватией и Черногорией мы работаем с момента их основания, уже больше 10 лет, и у нас есть собственные принимающие компании в этих странах.

Лариса Дариенко: Кризис - это не только потери, мы рассматриваем этот период и как новые возможности. Новая ситуация заставляет всех встряхнуться, задуматься об оптимизации работы. Мы должны помочь клиентам в сложной экономической ситуации все же не отказываться от отпуска, а значит предложить хороший продукт по приемлемой цене. Новый летний сезон наша компания встречает с большими планами и предложениями для клиентов.

Тамара Халецкая: Надеемся, что лето будет достаточно успешным. Собираемся предлагать новые маршруты - в частности, на греческий остров Кос. Более чем в два раза увеличим предложение по Закинфу.

Изменились ли предпочтения петербуржцев в плане отдыха?

Юлия Котова: Мы только что подвели итоги акции по раннему бронированию, которая проводилась в феврале-марте, и они даже более оптимистичны, чем аналогичные результаты 2007-го (в частности, по Испании). Произошло некоторое перераспределение спроса: те клиенты, кто раньше ориентировался на туры средней ценовой категории, стали больше покупать бюджетные туры. По-прежнему востребованы индивидуальные luxury-туры.

Марина Григорьева. В последние полтора месяца мы столкнулись с всплеском спроса на дальние направления у потребителей среднего класса - в ЮАР, Перу, Коста-Рику. И в этом "заслуга" кризиса: конкуренция заставляет поставщиков услуг шевелиться; мы ежедневно получаем десятки спецпредложений от авиакомпаний и отелей, благодаря которым стоимость тура существенно снижается. И люди понимают: может быть, это единственный шанс побывать, например, в Южной Африке. Что касается бюджетных направлений, очень интересная картина по Черногории, которой "Солеанс Трэвел" занимается 10 лет: есть спрос на отели высокой категории и на апартаменты. Последние - бюджетный вариант, поскольку есть возможность сэкономить на питании. Но при этом повышенным спросом пользуются большие апартаменты, с двумя-тремя спальнями. И в то же время возрос срок аренды апартаментов. То есть, люди предпочитают отдыхать либо большими компаниями либо вывозить своих детей на море на 2-3 месяца, сменяя друг друга в качестве "родителей".

Юлия Студеникина: Петербуржцы особое предпочтение сейчас отдают испанским курортам Коста Брава и Коста Даурада, а также активно интересуются Майоркой и Тенерифе. Кроме того востребованными направлениями являются Болгария и Турция. Спрос на эти страны устойчивый. Если говорить об активности петербуржцев на майских праздниках, то в мае особой популярностью пользуются Испания, Греция и Кипр. Люди устали от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, поэтому с удовольствием выбирают именно эти солнечные направления. К тому же небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить полноценный двухнедельный отдых. Что касается предпочтений клиентов при выборе турагентства, то, как и прежде, они ценят надежность и качество в обслуживании. Это актуально особенно сейчас, когда на волне кризиса стали появляться турфирмы-однодневки и финансовые пирамиды.

Зарубежные партнеры, как прозвучало, стали "шевелиться". А свои, российские?

Павел Баскаков: Кризис действительно заставил иностранцев суетиться. И не только авиакомпании и отели. В Греции, например, отменили аэропортовые сборы, на Кипре туроператорам снизили налоги. У нас в России о туризме думают далеко не в первую очередь. Максимум, что сделали авиакомпании, летающие из Петербурга, снизили цены до уровня мая 2008-го. Поэтому снижение турпотока неизбежно. В результате многие петербуржцы предпочтут туры с вылетом из Москвы, а не из Петербурга. По крайней мере, в нашей компании процент бронирования с вылетом из столичных аэропортов вырос в два раза. Перелет из Москвы стоит значительно меньше.

Марина Григорьева: Но путешественники, отправляющиеся из Москвы, могут столкнуться со многими трудностями. Столичные аэропорты и без петербургских туристов захлебываются с потоками пассажиров. Задержки рейсов там обычное дело. К тому же надо еще добраться до Шереметьево-2.

Ирина Шевцова: Мы не призываем петербуржцев летать через Москву. Мы просто с большим сожалением констатируем факт: перевозка из Петербурга неоправданно дорогая. Это связано с тем, что в Петербурге нет конкуренции на рынке чартерных перевозок.

Элеонора Топоркова: Сегодня гораздо выгоднее летать через Финляндию.

Будет ли развиваться внутренний туризм?

Павел Баскаков: От Ленобласти есть предложения, но достойных можно пересчитать по пальцам. По ценам получается, что дешевле отдохнуть в Финляндии, особенно если у тебя есть автомобиль.

Юлия Студеникина: Внутренний туризм все больше привлекает внимание россиян. Это связано как с отсутствием необходимости оформлять визу, так и с тем, что многие российские курорты повышают уровень своего обслуживания. "VKO Клуб" предлагает туры в Анапу, Сочи и Геленджик, есть экскурсионные туры по Золотому кольцу.

Тамара Халецкая: Есть доля беспокойства по поводу предложений по курортам Краснодарского края. Цены высокие, хотя есть достаточный ассортимент предложений, от бюджетных до самых дорогих. Но оптимизм хотельеров не понятен. В условиях кризиса, на мой взгляд, необходимо было "взять рынок" и ценами и качеством. К сожалению, этого не произошло, а наоборот - повышение цен. Хотя, несомненно, какие-то объективные вещи, в часности, проблемы с загранпаспортами, будут способствовать росту интереса к нашим курортам. Приглашаем туристов, предпочитающих отдых в России - ассортимент очень большой.

Элеонора Топоркова: Летом можно ожидать повышенного спроса на путевки в Краснодарский край Подмосковье, Крым, Белоруссию. Связано это не с кризисом, а с запретом оформлять загранпаспорта через турфирмы. Если раньше через турфирму паспорт можно было оформить довольно быстро, то теперь придется ждать как минимум месяц. Поэтому те, кто "пролетит" с загранпаспортом, вынуждены будут довольствоваться курортами России или Ближнего зарубежья. Хотелось бы предупредить будущих путешественников: проверьте срок действия своих документов, чтобы успеть их заранее переоформить.

Виктория Бородина: Запрет на оформление заграничных паспортов через турфирмы - это проблема, которую нельзя игнорировать. Большинство туристов не хотят занимать очереди и тратить время на неоднократное посещение ОВИРа и ожидание оформления документа. , Отсутствие альтернативы ставит наших клиентов в ситуацию, которая может быть расценена как нарушение прав потребителя: "Или стой в очереди, или отдыхай в России". Безусловно, такая ситуация недопустима и ее необходимо решать в самое ближайшее время.

Какие новые варианты отдыха предлагаются петербуржцам?

Элеонора Топоркова: Отказ от отпуска часто связан не только с финансовыми трудностями. Многие предприниматели не могут оставить надолго свой бизнес. Так было и до кризиса, а в кризис число "трудоголиков", по всей видимости, увеличится. Для них мы подготовили много предложений по коротким турам в Европу - с четверга по воскресенье. Это возможность если не отдохнуть, то хотя бы на несколько дней отключиться от дел. В прошлом году у нас "на ура" прошли четырехдневные туры в Испанию, сейчас к ней прибавятся Италия, Чехия, Франция.

Марина Григорьева: Сейчас набирает популярность так называемый свадебный туризм. Я называю его "антикризисной свадьбой": молодожены едут не в свадебное путешествие, а именно праздновать бракосочетание; не вдвоем, а вчетвером-вшестером. И это получается дешевле, чем отметить торжество в Петербурге, пригласив в ресторан 30-40 человек.

Каким, с вашей профессиональной точки зрения, будет лето-2009?

Сергей Акулинин: Наш бизнес сильно зависит от ситуации в мире. Катастрофы, катаклизмы, кризис - все бьет по нам. В связи с этим есть претензии СМИ разных форматов, многие из которых намеренно создают панику. Но не так страшен кризис, как его малюют, и в этой связи хотелось бы поблагодарить газету Metro, которая проводит этот круглый стол, заранее настроившись на позитивный тон. Надеюсь, нам удастся развенчать миф о нестабильной ситуации на туристическом рынке. Да, ситуация не такая хорошая, как в начале прошлого туристического сезона. Наша компания ощутила кризис в конце 2008 года, когда клиентов , когда клиентов стало значительно меньше. Но сейчас ситуация нормализуется. Кризис никуда не исчез, но у людей пропал страх, и они все равно думают об отдыхе.

Лариса Дариенко. На Западе очень сильно сократился спрос: например, британский туристический рынок по многим направлениям упал на 50%. Поэтому многие поставщики услуг возлагают на россиян большие надежды, и с точки зрения спецпредложений, сезон будет весьма благоприятным. В то же время не нужно надеяться всегда на горящие путевки - по таким предложениям не всегда можно выбрать тот отель, который он хочет, поскольку предлагаются в основном только те отели, где еще остались места. Лучше планировать свой отпуск заранее и иметь возможность выбрать лучшее, тем более, что многие компании предлагают скидки на предварительное бронирование туров.

Дмитрий Смирнов: Лето будет сладким в плане предложений турфирм. Но хотелось бы предостеречь будущих путешественников. Во-первых, будьте осторожны, если турфирма предлагает большие скидки; здесь могут быть ловушки. Во-вторых, не стоит надеяться на горящие путевки, их в этом году, судя по всему, будет меньше обычного.

Елена Сироткина: Главным критерием выбора тура станет, безусловно, его стоимость. Но, уважаемые путешественники, поймите: не может быть у одного туроператора тур в Испанию за 400 евро, а у другого - точно такой же, но за 200. И прежде чем приобрести супердешевый тур, стоит поинтересоваться, включен ли туроператор в Единый реестр. Немалое значение имеет срок, который компания работает на рынке.

Павел Баскаков: Хотелось бы добавить несколько слов насчет осторожности. Лучшие места под солнцем раскупаются в апреле-мае. Например, апартаменты в "Фестиваль парке" под Салоу в Испании пользуются колоссальной популярностью, и к началу лета там уже все будет забронировано до конца сезона. Можно ждать скидок, но задумайтесь: почему тот или иной отель не востребован? Видимо, там что-то не так.