Через неделю одна из самых любимых горожанами достопримечательностей завершит сезон-2020, хотя и будет продолжать работать. Metro выяснило, почему там радуются отсутствию китайских туристов и жалуются - на российских.

Летний сад, как и практически все сады и парки Петербурга, несколько месяцев – и почти половину лета! - был закрыт на карантин. Как только ограничения были сняты, люди тысячами устремились сюда, и поток "соскучившихся" не спадает до сих пор, хотя, конечно, и зависит от погоды.

 

Миллион за сезон

- В одно из последних воскресений к нам пришло 9 тысяч 300 человек, в будни бывает до 5 тысяч человек. Летний сад – очень популярен, это одно из самых "загруженных" мест в городе: он бесплатный, в нём, как в Петергофе, есть фонтаны, скульптуры, музей и так далее. Люди сюда стремятся, и по статистике поток посетителей вырос на 50% к 2019-му. Только в сезон, с мая по октябрь у нас проходит порядка миллиона посетителей - учитывая масштабы, это в разы больше, чем в Павловске или Царском селе, - рассказывает Metro Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея. – Почему людей стало больше при закрытых границах? Хлынул внутренний туристический поток: люди начали приезжать со всей России, а как русские люди, они знают, куда Онегина водил гулять гувернёр. Пушкин – это наш главный пиар-менеджер.

Карантин – и так говорят сотрудники других петербургских "институций", дендрария, к примеру – пошёл Летнему саду на пользу. Во-первых, за эти месяцы здесь успели переделать огромный объём работы, несравнимый с обычными объёмами весенней просушки.

- А во-вторых, деревья просто отдохнули без людей. И в том числе - их корневая система. Представьте, что крона – это проекция корней вверх, то есть фактически, когда мы ходим по дорожкам, мы ходим корням. Чем плотнее корневая система, тем деревьям тяжелее, - объясняет эксперт.

 

Слезы Горгоны

Последствия снятия карантина Летний сад испытал в полной мере – и им не обрадовался. Случаи вандализма сегодня здесь фиксируют гораздо чаще, чем раньше. Выкапывают и обрывают что-то едва ли не каждый день.

- Возможно, это связано с тем, что пошёл поток "внутренних" туристов, или с какими-то коронавирусными сдвигами, но такого вандализма за последние годы мы не припомним. Недавно крупную кордилину выдернули и увезли через канал, Медузе Горгоне подрисовали слёзы… Понимаете, сад бесплатный, отношение к нему у людей соответствующее. Потому его идеальное состояние – прямая заслуга людей, которые за ним ухаживают. Какой у них работы больше всего? Сбора случайного мусора – который бросают люди или птицы вытаскивают птицы из урн, - говорит Ольга Черданцева.

Пострадал сад из из-за шторма 10 сентября: впервые на всех территория Русского музея упало так много возрастных деревьев – одиннадцать вместо 1-2, как обычно в такую погоду.

 

Дуб выходит в онлайн

Этими "возрастными" деревьями Летний сад гордится. Здесь находится самое старое петербургское дерево – Петровский дуб. Недавно он праздновал свой день рождения, ему – чуть больше 360 лет, точную дату установить невозможно.

- У него семь стволов – счастливое число. Они закреплены растяжками, чтобы предохранить от развала и падения во время штормов. Это специальная немецкая система "Кобра": она позволяет стволам качаться, но не уходить от оси слишком далеко, мягко придерживает. Видите, вот здесь закреплён аппарат, Tree Talker. Он в режиме онлайн снимает показания с дуба и передает в облачный ресурс: состояние коры, почвы, температура, влажность и так далее – эти данные образуют базу данных для анализа и прогноза. Таких датчиков в саду пять, - рассказывает Ольга Черданцева.

 

Битва за жёлуди

Обычно, говорят специалисты, дубы доживают до 600 лет. Так что наш – "в самом расцвете сил", активно плодородит. Чем и пользуются петербуржцы и гости города, которые собирают жёлуди с тем, чтобы посадить их у себя дома.

- Каждую весну мы сажаем около 100 желудей-"петруш", чтобы потом дарить саженцы. Сейчас они растут в Великобритании, во Франции - в саду у Славы Полунина, в таллинском Кадриорге рядом с домиком Петра I, в Армении и Нидерландах. И в Петербурге – во дворе библиотеки Маяковского, к примеру, - перечисляет главный хранитель.

На втором месте после дуба по старшинству – липы на аллее старовозрастных деревьев, им больше 280 лет, что тоже подтверждено исследованиям и документам. В конце сентября завершилось очередное исследование их возраста, для проекта "Живые свидетели истории". Его результаты тоже могут добавить несколько десятков лет любому из "питомцев" Летнего сада.

- За последние годы многие деревья перешли в другую категорию состояния здоровья – из шестой, самой худшей, в во вторую. Это значит, что за ними хорошо следят и ухаживают, - уверена Ольга Черданцева.

 

"Это – не Петергоф!"

О самых старых деревьях и обо всех остальных Летний сад рассказывает всем посетителям на своих эксклюзивных экскурсиях, которые анонсирует на сайте. И – старается бороться с "нелегальными".

- Хорошо, что в этом году не было экскурсий китайских: на них, случалось, туристам рассказывали совершенно дикие вещи – к примеру, что это Петергоф, а не Летний сад. А что, фонтаны есть, скульптуры есть. Мы даже табличку хотели ставить на китайском: "Это – не Петергоф! Это – Летний сад!"… На самом деле, если говорить серьёзно, мы выполняем и просветительскую функцию – и люди нас за это любят. У нашего экскурсовода Виктора Мельникова, который каждое дерево в боскете "Красный сад" знает, есть даже свои фанатки. Звонят и спрашивают: "Ну когда уже будет экскурсия?", - улыбается наш "гид".

 

Лебеди вернутся

В следующем сезоне в Летнем саду откроется "новая" локация – территория вокруг домика Петра на Петровской набережной и отреставрированная историческая ограда. Специалисты говорят, будет очень красиво, с золотом, как на оригинальной.

- А сам сад недавно отреставрирован, потому сейчас наша задача – всё это сохранять. Нам бы хотелось воссоздать боскетный лабиринт с беседками и Яблочным фонтаном на закрытых сейчас для прогулок территориях. Но это пока в дальней перспективе, КГИОП не разрешает нам заменять эти, посаженные после войны, деревья: "Ждите, пока сами уйдут"… Вернутся ли в следующем сезоне наши лебеди? Да, сейчас "наши", на самом деле принадлежащие зоопарку, Руслан и Людмила в декретном отпуске, нянчат Королевича Елисея.

Летний сад в цифрах

  • 1 000 000 человек проходит в Летнем саду за сезон.
  • 1817 деревьев в Летнем саду.
  • 300 из них – старовозрастные, им больше 100 лет.
  • 11 лет за ними ухаживают одни и те же специалисты –сотрудники компании-подрядчика
  • 22 человека каждый день работают в Летнем саду