Metro начинает тестировать небанальные экскурсионные маршруты по Петербургу. В этот раз посетили старинную коммунальную квартиру и узнали, чем примечательны доходные дома.  

Экскурсионный маршрут целиком проходит по центру города: от Сенной площади до набережной Фонтанки через Гороховую. Казалось бы ничего удивительного горожанин тут не увидит - места далеко не секретные. Однако за привычными фасадами скрывается много тайн и необычных историй.

Например, в программе - посещение дома с ротондой, построенном в 1780 году купцом Саввой Яковлевым на Гороховой. По легенде, раньше здесь проходили тайные собрания масонов: около чугунной лестницы в полу находился люк, ведущий в подземелье, сейчас он залит бетоном. В советские годы помещения шикарного особняка превратили в коммуналки, а саму ротонду облюбовала молодежь: музыкантам понравились необычные акустические свойства помещения. До сих пор в двух коммунальных квартирах здесь живет порядка 25 человек.

Примечателен и доходных дом Зинаиды Юсуповой на Фонтанке. Одна из самых богатых и красивых женщин Империи построила его в 1904 году, внедрив передовые архитектурные и инженерные решения. Так, в каждой квартире был встроенные пылесос, мусоропровод и улучшенная система вентиляции, в центре двора работал фонтан, у парадных - электрические дровоподъемники. В советские годы здесь тоже появились коммуналки.

Какое историческое здание построили всего за 40 дней, кто и зачем распускал слухи о том, что электричество вредно для здоровья, где был трамвайный мост и в каком заброшенном здании лежат человеческие головы - все это узнаешь за время часовой прогулки по центру. Посетить экскурсию стоит хотя бы ради этих историй.

Блеск и нищета

Кульминационная точка маршрута - часовое посещение настоящей коммунальной квартиры в здании 1896 года постройки. В ней семь комнат, в которых сейчас живут шесть человек. И если парадная дома удивляет роскошью - камины на каждом этаже, лепнина и старинная плитка - то при виде коммуналки возникает только один вопрос: "Как здесь можно жить?".

- Раньше позволить себе жить здесь могли только богатые люди: аренда квартиры стоила порядка 120 рублей, один рубль 1912 года равен примерно 1,5 тысячам нынешних, - отметил экскурсовод Виктор Федотов. - В анфиладе комнат находились кабинет, гостиная, столовая и спальня, были также комнаты для прислуги, два входа - парадный и черный, ведущий прямо на кухню.

Внутренний облик комнат за 100 с лишним лет практически не изменился, разве что одну из анфиладных дверей заделали штукатуркой, а одну из комнат разделили на несколько. Печать времени очень заметна: на стенах видны следы былых потопов, в одной из комнат обрушилась часть потолка, а дореволюционный паркет, кажется, рассыпется прямо под тобой. Зато все вокруг - сплошь исторические экспонаты.

- В бывшей спальне сохранились анфиладные двери, встроенный шкаф, голландская печь с белыми изразцами, даже старинная фурнитура на окнах и проводку не меняли с 1930-х годов, под обоями видны фрагменты дореволюционных газет и журналов.  - отметил Виктор Федотов. - В других помещения - лепные потолки, полы из сосновых досок или паркет, печь в коридоре.

Во время экскурсии сами жильцы никак не проявляли себя - была замечена только хозяйка бывшей спальни - так что понять, как люди живут здесь, так и не удалось. Может быть поэтому легенда этой квартиры, рассказанная экскурсоводом на прощание, не очень удивила. Согласно ей, в одной из комнат жил юноша из детдома - вел он себя странно, по ночам ему снились кошмары и он кричал. В один день ушел из дома и больше не вернулся - все его вещи остались на месте. С тех пор в его комнату приходили только следователи, единственные, кому было до него дело.