На днях Александр Земченков был задержан и дал признательные показания. По данным Следственного комитета, он совершил убийство своей супруги, после этого расчленил ее тело, части которого выбросил в мусорные контейнеры. Сейчас Земченков задержан.

Metro поговорило с Мариной Левиной - психологом, президентом фонда "Родительский мост", занимающимся проблемами в кризисных семьях.

- В своей работе мы сталкиваемся с подобными ситуациями - когда один родитель убил другого, занимаемся усыновлением детей. В данной истории мы никогда не узнаем всей правды. Почему человек совершил убийство? Допустим, мы имеем дело с состоянием аффекта. Да, случается, когда не удается совладать с приступом гнева. Но не каждый после совершенного сможет расчленить тело. Нельзя скидывать со счетов, что он доктор. У врачей более холодный рассудок, им приходится принимать радикальные решения: иногда, чтобы спасти пациента, нужно ампутировать ногу, например. И, возможно, для людей этой профессии расчленить тело несколько проще, чем для человека, занимающегося музыкой или литературой.

- Как можно за 11 лет не выдать себя? Участие в программе "Жди меня", в поиске жены - это особый цинизм или что-то другое?
- Не зная человека, не разобравшись с его прошлым, никто точного ответа на этот вопрос не даст. Возможно, человек сам выстраивает вокруг себя защитный мир и погружается в него. Создает миф и начинает жить по другому сценарию: ищет свою жену, делает заявления. И уже сам воспринимает себя как пострадавшего.

 

Горе и гнев нужно переработать в опыт

По словам психолога Марины Левиной, всем близким обвиняемого в убийстве врача понадобится серьезная психологическая помощь.

Психолог Марина Левина.

Психолог Марина Левина.

из личного архива

Фото:

- Сейчас этим людям придется жить в тени человека, который совершил преступление. Вчера это был любимый отец, который заботился о тебе, а сегодня узнаешь: он совершил такое, что никак не укладывается в голове. Это калечит жизнь близких. На мой взгляд, горе и гнев нужно постараться переработать в опыт, который тебя не разрушит, а станет частью жизни. Забыть такое не получится, значит, надо принять и постараться понять, что это может дать с точки зрения собственного развития. Это невероятно сложно, иногда люди идут к этому пониманию всю жизнь. У кого-то получается, у кого-то нет. Мне как-то попалась одна история, в которой внук узнает, что его любимый дед работал во время войны в концлагере. И внук решил не отворачиваться от деда, не вычёркивать его из своей жизни. Стал его летописцем, чтобы попытаться понять, как человек одновременно может быть самым добрым дедушкой и таким чудовищем. Принять этот разрыв очень сложно, но возможно. Мы не выбираем детей и не выбираем родителей. И любим их не за то, что они добрые, умные, талантливые и успешные, а просто потому, что они наши родные. Обществу, наверное, нужно помочь пережить близким эту трагедию: быть более корректными, не писать жестких комментариев в соцсетях.

- Стоит ли рассказывать маленьким детям о том, что случилось?
- У меня в практике был такой случай. В семье, усыновившей ребенка, умер папа. Мальчик не знал, что он не родной. К тому же мама не стала говорить сыну о смерти отца, а на протяжении долгого времени писала письма от его имени. Через какое-то время матери диагностировали онкологию, от ребенка она скрыла и этот факт. В результате умерла. И сын-подросток одновременно узнал, что папы его давно нет на этом свете, что у мамы был рак и, ко всему прочему, сам ребенок - усыновленный. Для мальчика сразу столько негативных новостей - это жуткий стресс, он так и не смог прийти в себя. На мой взгляд, с детьми надо разговаривать, рассказывать им о случившемся. И неважно, 5 лет человеку или 12. Другое дело, какую долю правды говорить и как ее подавать. Если сказать: "Твой папа - убийца" - это будет оценочное суждение. А если сказать: "Он совершил проступок, который мне сложно принять. Но я его буду поддерживать, пока он в тюрьме" - уже воспринимается по-другому. Не стоит говорить: "Давай мы обо всем забудем и начнем жить с чистого листа". Жизнь не перепишешь, она такая, какая есть. Рано или поздно все тайное становится явным. И лучше, если дети узнают плохие новости от близких, чем от соседей или одноклассников.