После кражи картины Архипа Куинджи из Государственной Третьяковской галереи Metro решило выяснить, как охраняют экспонаты в музеях и галереях Петербурга

Похищенную картину Куинджи "Ай-Петри. Крым" нашли на следующий день. Сегодня в Москву должны выехать специалисты Русского музея, чтобы осмотреть полотно. Пейзаж вернётся в Петербург досрочно, но точная дата пока не известна.

По словам сотрудников Русского музея, которому принадлежит полотно знаменитого художника, за последние десятилетия кражи на их территории не совершались. За посетителями следят бдительные смотрители, ведётся наблюдение с помощью видеокамер. Такая же ситуация в Государственном Эрмитаже. От более подробных комментариев в главных музеях Северной столицы отказались.

ЧОП и видеокамеры

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга выставочные залы охраняют смотрители и сотрудники частного охранного предприятия.

Тем не менее, в октябре прошлого года из только что открывшейся экспозиции керамики была похищена маска льва. Экспонат пока не нашли.

– По сравнению с полицией частная охрана имеет серьёзные ограничения по профилактике и пресечению возможных нарушений, что создает определённые трудности по сохранению государственной собственности, – прокомментировали в пресс-службе музея.

ФАКТ: 10 лет – максимальный срок лишения свободы по статье 164 УК РФ "Хищение предметов, имеющих особую ценность"

Тайное становится явным

Почти во всех художественных галереях Северной столицы установлены видеокамеры.

– У нас нет денег на смотрителя, – рассказала  Metro директор галереи "Борей" Татьяна Пономаренко. – Поэтому все работы мы приколачиваем к стене с помощью монтировочной ленты. Просто так картину или арт-объект не снять. Хотя кражи случаются. Примерно два года назад во время очередной выставки у нас исчез арт-объект. Камера наблюдения зафиксировала кражу. Мы выложили запись в соцсети. Через день личность вора была установлена. Оказалось, что это студентка Академии художеств.  Экспонат вернули на выставку.

По словам директора галереи "Свиное рыло" Николая Васильева, их выставочные залы оборудованы множеством видеокамер.

– Поначалу воровали работы наших художников, которые продаются в сувенирной лавке, – говорит Николай. – Но сейчас там тоже установлены видеокамеры.

Самые громкие кражи

За последние десять лет в России совершены шесть крупных музейных краж. Из них раскрыты лишь два случая.

1) В 2006 году в Эрмитаже во время плановой проверки хранилища Русского отдела было обнаружено исчезновение 221 экспоната, в основном образцов ювелирного искусства. Общая стоимость похищенного – 130 млн руб. Через три года удалось вернуть 34 экспоната.

2) В 2015 году из Тарусской галереи были похищены полотна Ивана Айвазовского и Василия Поленова. В сентябре этого же года картины были возвращены.


Мнение эксперта:
- У меня украли часть арт-объекта из выставочного зала Санкт-Петербургского союза художников. Летом этого года проходила выставка, посвящённая  чемпионату мира по футболу. Я представила свою инсталляцию из жестяных тазов с иллюстрациями внутри. Когда выставка закончилась, я не досчиталась двух тазиков. Видимо, вынесли, когда пожилые смотрительницы отлучились по своим делам. Но в полицию я заявлять не стала.
Кражи в галереях – не редкость. Когда я организовываю мероприятия, то иногда даже не рискую брать у художников оригиналы. Например, недавно мы проводили в рамках Балтийской биеннале искусства книги выставку "Дуализм". Участвовали авторы из разных стран мира. Я, как куратор, попросила предоставить копии работ. Потому что экспонаты выставлялись в выставочном зале Санкт-Петербургского творческого союза художников, что на Невском проспекте. Организация общественная, у них пока нет финансовой возможности установить камеры наблюдения. Вся надежда только на смотрителей.
Какое-то время назад во время выставки в том же Творческом союзе художников украли работу известного петербургского художника Валерия Мишина. Было возбуждено уголовное дело. Человека, который вынес работу, быстро вычислили. Художник его пожалел и позже написал заявление, что пострадавшим себя не считает, а украденная картина не представляет ценности.
Кража музейных экспонатов всегда имеет некий романтический ореол. Я знаю, что молодые кураторы иногда "берут на память" какую-нибудь работу. И такие дела не всегда доходят до полиции.