В экспозицию Русского музея вернулась картина Михаила Нестерова "Святая Русь", которую в течение полугода реставраторы спасали от разрушения.

"Святая Русь" долгое время была одной из самых проблемных картин Русского музея. Дело в том, что художник возвращался к её написанию на протяжении шести лет, не раз менял композицию, цветовое решение, переписывал фрагменты. Из-за этого работу отличает многослойность и отсутствие между ними обработок, что в итоге привело к нарушению связи между слоями. При этом работа не была закончена, то есть художник не проводил финальную консервацию. В результате развился кракелюр – мелкие трещинки на красочном слое. Со временем его верхняя часть вовсе утратилась.

Цифра:
1921 – год, когда картина "Святая Русь" Михаила Нестерова попала в стены Русского музея

Кроме того, авторский подрамник за более чем сотню лет рассохся и не обеспечивал необходимого натяжения холста. Это привело к тому, что полотно пошло "волнами".

– Особенность этой работы  в том, что она хронически больна, – отметила ведущий художник-реставратор Отдела реставрации станковой масляной живописи Наталья Романова. – В течение десятилетий мы никуда не выпускали эту работу из залов музея. Величина картины такова, что вынести её в реставрационные залы не представлялось возможным – сделать это можно было, только накатав полотно на вал, что было опасно в его состоянии. При этом имелась необходимость пройти, исследовать и восстановить связь между слоями буквально в каждом сантиметре.

Многие годы состояние картины поддерживали с помощью профилактических мероприятий – полотно фактически состояло из "заплаток" реставраторов. Это только увеличивало риск того, что однажды слои краски могли осыпаться.

Впрочем, специалистам удалось выйти из положения: масштабные работы над "Святой Русью" провели прямо в выставочном зале №82 Михайловского замка. Ради этого помещение закрыли для посетителей.

Специалисты устранили деформацию холста.

Специалисты устранили деформацию холста.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

В течение полугода картину "лечили" трое мастеров – Марат Дашкин, Ольга Кленова и Наталья Романова.  

Опыт пригодится в будущем

Перед началом работ специалисты исследовали полотно с помощью техники. В частности, её осмотрели в УФ-лучах и под микроскопом с применением специального рентгена.

В результате специалистам удалось укрепить красочный слой, устранить кракелюр, натянуть полотно на новый качественный подрамник, а также удалить с поверхности живописи все поздние наслоения – записи, загрязнения, сгустки лака и реставрационный клей.

По словам реставраторов, опыт работы над таким сложным объектом им пригодится в дальнейшем. Так, в планах специалистов привести в порядок четыре полотна, приобретённые Павлом I для Воскресенского парадного зала Михайловского замка. Сейчас они находятся в руинированном состоянии и, так же как и картина Нестерова, масштабны – каждая по шесть метров в длину.