Сегодня в Петербурге в Манеже открывается межмузейная выставка "Жизнь после жизни". Она покажет, как в живописи, графике, скульптуре и фотографии петербургскими художниками раскрывается тема смерти и бессмертия

На подготовку выставки ушло 1,5 года. За это время удалось договориться с более чем 20 музеями и частными коллекционерами о предоставлении экспонатов. Всего их – порядка 300, при этом многие из них петербуржцы увидят впервые. Не обошлось и без известных имён: в экспозиции представлены оригиналы работ Карла Брюллова, Марка Шагала и Михаила Врубеля. Хронология работ – от 1725 до 2018 года.
– Сперва мы хотели сделать выставку про смерть, но поняли, что это физическое состояние – и показывать его никому не интересно, – рассказала Metro начальник выставочного отдела ЦВЗ "Манеж" Елизавета Павлычева. – Поэтому экспозиция скорее про рефлексию человека на эту тему. Мы постарались передать два ощущения: смерть – это страх, а бессмертие – это надежда.

Мелодия и запах
Вызвать необходимые эмоции музейщикам помогают несколько приёмов. Так, работы скомпонованы неслучайно – например, "Причащение умирающей" Виктора Васнецова соседствует со светлыми изображениями ангелов. А экорше (скульптурное изображение фигуры человека, лишённого кожного покрова. – Прим. ред.) утонувшего моряка – с "Прометеем" Григория Михайлова. У выставки есть свой саундтрек, который также имеет двойственную природу: в одной части звучит фортепьяно, а в другой – современная электронная музыка. Еще одно ноу-хау – аромат выставки, который передаёт запах никогда не существовавшего цветка.

Мало трагизма
В экспозиции представлены работы только петербургских художников. По мнению организаторов, у них есть особое видение смерти.
– Петербург относительно молодой город, поэтому у нас не так много работ на религиозную тему, – отмечает Елизавета Павлычева. – Хотя переживания, переданные художниками, существуют в рамках христианских традиций. Но есть и исключения – например, Николай Рерих, который больше уходил в буддизм. Наша живопись отличается академичностью, в которой мало трагизма.