11 ноября стало известно, что все вузы, подведомственные Минобразованию, переходят на "удалёнку" до февраля. Между тем, с 1 сентября именно так учатся все иностранные студенты – а их около 10% от общего числа. Многие из них недовольны процессом, пишут петиции, обращаются к депутатам и чиновникам – и в открытую говорят об этом в соцсетях. Metro попросило рассказать свои истории участников Telegram-чата "Студенты хотят в Россию".

Германия: Мануэла Шмидт, СПбГУ, 3 курс, психологический факультет

"Я уже на третьем курсе, но не могла вернуться на учебу из-за карантина. Эмоциональное напряжение очень высоко: я с апреля в Германии, без социальной поддержки  и  общения с преподавателями, с одногруппниками, вообще с русскими… уже 7 месяцев не виделась с своими друзьями, близкими и с своим молодым человеком. У меня все учебные материалы остались в России, вся зимняя одежда. Их в крайнем случае могу заново купить, но это очень дорого. Но свое социальное окружение я заново купить не могу. Поэтому уже нет сил учиться, появились проблемы со сном, сфокусироваться на учебу очень трудно в таком состоянии. Что ещё сильно мешает, так это то, что у меня нет доступа к русскоязычной литературе. Не только к своим книгам, которые в Питере лежат, но вообще: в Германии скачивание файлов из интернета может быть строго наказано, поэтому лучше не рисковать. Я зависима от того, чтобы другие мне посылали их. Кроме того, не все преподаватели имеют хороший интернет, часто качество звука очень плохое – это часто делает невозможным дистанционное обучение.
Я связывалась с студсоветом: университет ничего изменить в этой ситуации не может. Также была встреча с деканом факультета и иностранными студентами онлайн, в которой также утвердили, что сейчас они никак не могут помогать".

Узбекистан: Нурлан (имя изменено), СПбГМУ, ординатор 1-го года

"Сейчас я нахожусь в Узбекистане – был вынужден вернуться… Я закончил украинский вуз и поступил по контракту в Петербург – и был вынужден вернуться на Родину (перед началом учёбы). Я оплатил 272 тысячи за этот первый семестр. Кроме одного цикла и нескольких лекций, вуз ничего не сделал – и даже не пытается сделать".


Латвия: Александрс Поляковс, ВШЭМ СПбПУ, 4 курс

"Я сейчас исполняю роль ждуна и у меня нет ощущения, что я учусь проектировать авиационные двигатели. Я делаю обстрактные задания, которые  получаю от одногруппников. Без наглядных примеров, без обратной связи преподавателей. Весной дистанционное образование было ещё более-менее адекватным. Я приехал в Латвию в конце июня, чтобы переждать локдаун и освежить голову, заранее купил билет на рейс Люкс-Экспресс "Рига-Петербург" –  билеты отменили за неделю до поездки, потому что границы закрыли… Я по сей день нахожусь в Риге. Уже прошло два месяца с начала седьмого семестра, а мой университет так и не перешёл на дистанционный формат обучения. В основном мой поток учиться очно. Изначально только лекции проводились дистанционно, через Microsoft teams. Грубо говоря, за сентябрь у меня было проведено лишь 5 лекций… Есть преподаватели в возрасте, которым сложно разобраться с приложениями для проведения занятий в "неочном" формате. Есть те, кто просто не желает проводить пары дистанционно. Главным образом я получаю информацию о том, что было на занятиях через моих одногруппников. Они стараются присылать мне файлы, фотографии и свои записи в тетрадях с очных пар. У меня возникла проблема с ВКР (Выпускная квалификационная работа): оказалось, что мой научрук меня вообще не помнит и говорить по телефону не станет. Пришлось менять преподавателя. Честно говоря, я сильно волнуюсь по поводу моего будущего".

 Латвия: Анна, НИУ ИТМО, 3 курс, "творческая специальность"

"Я уехала в августе повидать родителей на месяц в Ригу... И так тут и застряла. Каждый день по 5 раз проверяю статьи в СМИ, но все одно и то же. Разобраться с инстудентами обещали ещё в сентябре - начале октября. Но мы так и сидим. Писала в свой университет, в Минобр, ходила в консульство в Латвии.. Но никто не может мне сказать, когда же мне разрешать въехать. Мой университет, похоже, делает все что может, но дело в том что на моей специальности в этом году 80% программы практика. Специальность творческая.. У меня нет доступа к изостудии, я не могу рисовать с натуры, делать нужные проекты так, как следовало бы. К сожалению, приходится писать преподавателям и объяснять, извиняться, что я на дистанционке не потому что не хочу приходить, а потому что не могу этого сделать. А ещё у меня проблема с квартирой, которую я снимаю. В ней все мои вещи, техника, одежда, учебные принадлежности. Беспокоюсь как бы арендатор не решил расторгнуть договор со мной и выкинуть мои вещи".

 Украина: Карина Пробачай, НИУ ВШЭ СПб, 4 курс, юридический факультет

"Сейчас я в Краматорске, это на Донбассе. 1 сентября я пыталась перейти российско-украинскую границу пешком – чтобы попасть в Петербург и начать учиться. Но меня не пустили российские пограничники: "Учёба – не основание". Выпускникам особенно тяжело на всей этой эта дистанционке: вещи зимние остались там, за общежитие все это время необходимо платить, и даже выпускную работу невозможно писать – информация только в интернете и даже в библиотеку не сходишь… За минусом времени на дорогу в университет учёба занимает столько же времени. Я стараюсь удаленно подрабатывать, но пока ничего серьёзного не получается: удаленный формат не позволяет здесь найти какую-то работу, так как расписание "неоднородное". Я просто жду когда все это закончится и можно будет вернуться в Питер".

 Украина: Ася, СПбГУПТД, 1-й курс, факультет конструирования швейных изделий

"Я – в Днепропетровске: в Украине трудно(даже опасно) поднимать любые темы связанные с Россией. Официальные лица нам точно помогать не будут в связи с известными обстоятельствами, поэтому я в растерянности. За 2 месяца я поняла, что программа дистанционного обучения чем дальше, тем больше отстает от очного; тем самым сложнее будет вливаться в учебу и уж точно невозможно конкурировать с ребятами, которые учатся все это время очно. Я осознанно не выбрала украинские вузы и после окончания школы потратила время (целый год) и средства на то, чтобы поступить в желаемое заведение. Очень трудно не выгореть эмоционально: приходится сидеть дома без общения с вроде бы как твоими одногруппниками, которых ты в лицо не видел еще. Я изо всех сил стараюсь не выпадать из жизни университета и участвовать хотя бы в том, в чем возможно принимать участие онлайн. Но никаким образом нельзя передать онлайн атмосферу студенчества, выезды на природу с новыми интересными людьми. И уж тем более нельзя конкурировать с ребятами, которые учатся очно".

Таджикистан: Фирдавс Олимов, СЗГМУ, ординатор 1-го года

"Я в Душанбе. У нас проходят дистанционные лекции, раз в неделю. Практики нет совсем, это для врача очень большая проблема. Нам сообщили, что, если мы не приступим к очному обучению с 1 января 2021-го, будут сложности – либо академ, либо отчисление. Дистанционка по Zoom – это дорого: 1000 рублей в день за Интернет. У меня есть знакомые из сёл, они не могут нести такие расходы. Плюс к тому в некоторых районах лимит по электричеству – и кто-то пропускает занятия. Между тем чартерно граждан РФ из Таджикистана вывозят. А чем мы хуже?"

 Комментарий от петербургского Комитета по науке и высшей школе:
"В Петербурге – больше 30 000 иностранных студентов всех форм обучения, то есть приблизительно 11% от общего числа. Каждый вуз рассматривает проблему их обучения в отдельности, делая на них (как и на иногородних студентах) особый акцент и обеспечивает индивидуальный подход. Весной в некоторых вузах даже продуктовые наборы собирали и передавали тем, кто живёт в общежитиях. Что же касается цены на обучение, то она не повысилась, но и понижена быть не может: вузы несут большие затраты, чем при отлаженном традиционном процессе обучения. Сейчас они задействуют новые каналы и ресурсы, которые позволяют разработать онлайн-курсы. На это тоже требуются средства".