Активисты бьют тревогу: грубый ремонт в центре города не щадит исторические двери, которые заменяют на железные полотна. Искусствовед Дарья ведёт Instagram о сохранившихся архитектурных экспонатах

За последний год в Петербурге было немало случаев, когда дореволюционные элементы декора демонтировали во время ремонта. Так, коммунальщики заменили исторические двери доходного дома Алферьевых-Завойко (ул. Марата, 52); в доме Вавельберга (Невский проспект, 7-9) уничтожили окно из необычных стеклянных блоков; а из доходного дома Н.Н. Милевина (Кирилловская ул., 18) украли кованые ворота.

Искусствовед Дарья ведёт Instagram @oldoorspb, посвящённый дореволюционным дверям Петербурга. Этим она хочет привлечь внимание к грубой реставрации и демонтажу оригинальных элементов.
– Это важная часть облика фасада, архитектурной задумки, – рассказала девушка Metro. – В большинстве домов оригинальные двери не сохранились, здание выглядит совсем по-другому, как будто чего-то не хватает.

В угоду безопасности
Раньше входные двери изготавливали в основном из дерева. Большинство из тех, что удалось сохранить, сейчас покрыты несколькими слоями масляной краски. Выглядит это непрезентабельно, зато предохраняет от разрушений. Но во многих местах оригинальные элементы заменили на железные полотна: их сложнее разрушить, можно установить домофон.

– Есть примеры, когда техника сочетается с исторической дверью без ущерба для последней, – отмечает Дарья. – Хотя иногда это делается грубо. Яркий пример – доходный дом Г.Г. Романова на Суворовском проспекте.  Порой – как в доходном доме Императорского человеколюбивого общества (Литейный пр., 31) – двери заменяют на новодел с сохранением оригинальных форм.

Фурнитура также играет важную роль в архитектурном облике, бывают латунные элементы. Впрочем, и скромный декор не останавливает вандалов:  металлические элементы срывали и сдавали на металлолом. Однако больше всего страдают стёкла – нередко их заменяют листами фанеры. А при реставрации исчезают маленькие, но важные детали – вроде фацета (декоративной обработки кромки стекла).  

– Большинство фотографий сделаны в историческом районе Пески (около Суворовского пр. – Прим. ред.), там сохранилось относительно много оригиналов, – считает Дарья. – По моим наблюдениям, в других районах – например, в Семенцах (исторический район у Технологического института) и на Петроградской стороне  – их гораздо меньше.