Metro продолжает цикл публикаций к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. "Дети победителей" – это истории людей, чьи родители воевали на фронте. Сегодня о своём отце рассказывает Татьяна Шапиро

К началу войны кинооператор Евгений Шапиро успел снять несколько фильмов.
– 21 июня 1941 года папа закончил снимать картину "Антон Иванович сердится", а на следующий день по радио объявили, что Германия напала на СССР, – рассказывает дочь Евгения Вениаминовича Татьяна. – Отец ушёл на фронт, командовал ротой. В 1942-м получил ранение и после этого до конца войны был фронтовым оператором.

Поезд ушёл без нас
Летом 1941-го Тане Шапиро исполнилось 2 года.
– Всех работников "Ленфильма" и их семьи разделили на группы и эвакуировали в разные дни, – вспоминает Татьяна Евгеньевна. – В день отправления нашего поезда одна известная актриса заявила, что вагоны слишком грязные и она не поедет. В результате нас должны были отправить в другой день. Но началась блокада...

Татьяна Шапиро.

Татьяна Шапиро.

"Metro"

Фото:

Блокада
Все страшные 900 дней Таня и её мама Татьяна провели в Ленинграде, в доме на Невском проспекте.
– У меня были игрушки, но они меня не интересовали. Помню, что всё время хотелось есть – и было очень страшно. Иногда к нам приходила будущая Золушка – Янина Жеймо, она дружила с нашей семьёй. У Янины был сын Юлик, мы с ним почти ровесники. До начала блокады его вместе с отцом успели отправить в эвакуацию. Янина читала мне книги. Город часто бомбили. Когда мы слышали звуки сирены, бежали в бомбоубежище, оно находилось недалеко от нашего дома. Но иногда не успевали. И я видела, как летят бомбы. Мы жили во флигеле, он уцелел, а несколько домов вокруг были разрушены. Однажды, когда мы сидели с мамой в бомбоубежище, к нам пришёл папа. Принёс что-то вкусное. Потом, когда ему давали выходные, он приходил ещё несколько раз.

Отца узнала по голосу
Война закончилась. Таня Шапиро пошла в детский сад.
– Я знала, что папа жив, и очень ждала, когда же он наконец-то вернётся домой, – рассказывает Татьяна. – Как-то вечером к нам в группу заходит дядька в военной форме и с усами, берёт меня на руки и начинает целовать. Я испугалась и заплакала. Потом этот незнакомец заговорил, и я узнала своего папу! Мы пошли домой, в квартире меня ждали угощения. Я даже не помню, что именно, но что-то необыкновенно вкусное. Усы у отца появились во время войны. Его брил парикмахер, случился налёт, и мастер погиб. Папа в память об этом человеке оставил усы и не расставался с ними всю жизнь.

Евгений Шапиро.

Евгений Шапиро.

"Metro"

Фото:

Золушкины туфли
Евгений Шапиро часто брал дочь Таню на работу.
– В 1947 году папа снимал "Золушку" с Яниной Жеймо в главной роли, – вспоминает Татьяна Евгеньевна. – Я считала Янину своей подругой и, пока она работала на съёмочной площадке, надевала её туфли на каблуках. Янине исполнилось 37 лет, мне – восемь, но у нас обеих был один размер ноги – 32-й. Когда съёмки заканчивались, Жеймо кричала мне: "Танька, отдай туфли!" Я отбегала подальше и отвечала: "Походи пока в моих сандалиях!" Я и "хрустальные" туфельки (на самом деле они были сделаны из пластика) примеряла, они тоже были мне впору.
Я всегда восхищалась и гордилась своим отцом. Рада, что он прожил яркую жизнь, снял много хороших фильмов.

Евгений Шапиро дружил со многими актёрами. На фото – с Андреем Мироновым в период съёмок фильма

Евгений Шапиро дружил со многими актёрами. На фото – с Андреем Мироновым в период съёмок фильма "Соломенная шляпка" (1970-е гг.).

все фото из личного архива Татьяны Шапиро

Фото: