Новая выставка рассказывает о событиях  XIX–ХХ  веков: от создания оперы "Жизнь за царя" до рок-концертов начала 90-х.

Новая выставка рассказывает о событиях XIX–ХХ веков: от создания оперы "Жизнь за царя" до рок-концертов начала 90-х.

Новая выставка рассказывает о событиях XIX–ХХ веков: от создания оперы "Жизнь за царя" до рок-концертов начала 90-х.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Обвиняли в профнепригодности

Даже в жизни великих композиторов периодически наступали тёмные времена.

Николая Римского-Корсакова в 1905 году выгоняли из консерватории за то, что он выступил в защиту прав учащихся. Тогда в знак солидарности в отставку подали большинство профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. Эта тема отразилась в сатирических открытках, которые хорошо раскупали в Петербурге. Кстати, в декабре 1905 года Римского-Корсакова приняли обратно.

Дмитрия Шостаковича ещё в 1930-х разгромили в советской печати за авангардизм. А после войны обвинили в пресмыкательстве перед Западом и профнепригодности. Переписка композитора с Кремлём представлена на выставке.

Новая выставка рассказывает о событиях XIX–ХХ веков: от создания оперы "Жизнь за царя" до рок-концертов начала 90-х.

Новая выставка рассказывает о событиях XIX–ХХ веков: от создания оперы "Жизнь за царя" до рок-концертов начала 90-х.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Фронтовики отстояли строчку из песни

Один из экспонатов, листовка со стихами, рассказывает об истории песни "Землянка".

В годы Великой Отечественной войны этот серый листок с текстом был у многих солдат. Первоначально эти стихи красноармеец Сурков написал своей жене. Позже композитор Константин Листов сочинил мелодию, и песню запели все солдаты Красной армии. Цензура требовала убрать "упаднические" слова "А до смерти четыре шага". После возмущённых писем с фронта нападки на песню прекратились, строчку из песни не выкинули.

Афиша группы DDT с автографом, рисунками и автопортретом Юрия Шевчука (из личного архива Геннадия Зайцева).

Афиша группы DDT с автографом, рисунками и автопортретом Юрия Шевчука (из личного архива Геннадия Зайцева).

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

DDT из Купчино

Последний раздел выставки рассказывает о появлении в СССР рок-музыки и первых рок-клубах. Власти пытались бороться с самодеятельными рок-коллективами. Но в конце 1980-х годов рок вышел из подполья, пройдя путь от "квартирников" до клубов и стадионов.

Один из экспонатов – афиша группы DDT из молодёжного центра "Купчино".

– В 1989 году райкомы комсомола Ленинграда стали открывать культурные центры, – вспоминает историк советской и российской рок-музыки. – Некоторые носили формальный характер. А вот в Василеостровском и Фрунзенском районах всё было серьёзно. В Купчино базировалась группа Юрия Шевчука, они там выступали, записывали свои альбомы, планировали гастроли. "Жили" в центре культуры долго – до конца 1990-х.

Эксперт. Александр Смирнов, главный куратор выставки

- Некоторые песни переживали взлёты и падения: поначалу их могла петь вся страна, а потом запрещали. Цензура была, есть и будет.

На нашей выставке представлена пластинка с песней "Враги сожгли родную хату" в исполнении Марка Бернеса. Песня была написана после войны. И её практически сразу запретили, посчитали, что она упадническая. Во время хрущёвской оттепели её исполнил Марк Бернес. Получил по голове от чиновников и коллег, но всё-таки добился официального разрешения, и песня стала очень популярна и любима народом. Или вот знаменитая песня "Хотят ли русские войны". Её тоже пытались запретить. Неожиданно она понравилась Никите Хрущёву, и текст Евгения Евтушенко оставили в покое. Такое часто случалось: если первое лицо поддерживает, то у произведения будет счастливая жизнь. По крайней мере, на какое-то время.

А у песни "Я верю, друзья, караваны ракет..." было очень хорошее начало: её пела вся страна, очень любили космонавты. А потом автор текста Владимир Войнович уехал за границу, и хит исчез, как будто его не было.

Главный куратор выставки Александр Смирнов рассказывает об экспонатах.

Главный куратор выставки Александр Смирнов рассказывает об экспонатах.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: