Ящер на Дворцовой, осьминог на Петроградской и гигантский енот-полоскун в Неве – петербургский художник-ксеноурбанист Вадим Соловьёв ведёт в "Инстаграме" хроники киберпанк-Петербурга, который населяют роботы, дроны и огромные звери. Недавно художник "поймал" гигантскую утку, проплывающую под Дворцовым мостом.

Вадим рассказал Metro об иронии в своих работах, ГМ-животных и особенностях Петербурга.

Вы называете свой "Инстаграм" "сюрреалистичным блогом, где сочетаются псевдореализм и будничное повествование". Как появилась такая идея?

Как и многие идеи – совершенно случайно. В какой-то момент я просто подумал, что было бы интересно сделать аккаунт в соцсети, который бы рассказывал о некой странной альтернативной реальности так, будто это всё происходит на самом деле. Через фото и через небольшие тексты под ними. При этом мне показалось интересным сквозь этот альтернативный мир транслировать свои мысли и реакции на события или проблемы в реальном мире. Гигантские животные стали одной из частей этой реальности. Как появились именно они, я не могу сказать. Я просто отпускал фантазию, хотел создать особую атмосферу. Это то, чем мне нравится заниматься, моё свободное творчество, где я могу делать всё, что захочу, не думая, понравится ли это кому-то. Со временем мой вымышленный мир "оброс" своей терминологией, событиями и персонажами. "ГМ" – это генно-модифицированный. Большинство существ в "мифологии" моего мира приобрели такие размеры после неких экспериментов, о которых косвенно упоминается в некоторых постах.

Как бы вы охарактеризовали свой стиль?

Есть придуманное одним моим бывшим коллегой слово – ксеноурбанистика. Оно отлично описывает то, что я делаю: создание чуждой, сюрреалистичной атмосферы в знакомых всем локациях города.

Какой эффект получается и как это влияет на восприятие, когда сталкиваются два мира – фантастический и реальный, как в ваших работах?

Это ключевая особенность такого рода реалистичной компиляции настоящего и выдуманного – это мгновенно цепляет наш мозг. Сочетание несочетаемого – очень мощный триггер для сознания. Думаю, что так мы можем получать совершенно особые ощущения и эмоции. 

С помощью иронии вы рассказываете о серьёзных социальных проблемах. Например, видео с Дворцовой площади гигантского ящера. Почему вы выбрали именно такую подачу?

Как мне кажется, это максимально эффективный способ рассказать о проблеме. Если выйти на улицу с плакатом "Спасите антарктических воробьёв", твоё сообщение увидит малая доля людей, прочитает ещё меньшая, а заинтересуются проблемой и того меньше – единицы. Но если сделать что-то, что привлечёт людей на уровне восприятия, шанс того, что сообщение такого контента разойдётся на максимальную аудиторию, гораздо выше. Не все мои работы имеют цель указать на проблему. Некоторые посты содержат лишь эфемерно-философский посыл либо вообще являются просто неким визуальным "аттракционом". Но, конечно, часть из них отражает реальные социальные проблемы или вопросы.

Какой видеоформат вам ближе? Сколько времени обычно уходит на создание видео?

Я делал видео, совмещённые с 3D-графикой, позже стал создавать полностью трёхмерные видео, так как это даёт больше возможностей для фантазии и сложности сюжета. Видеографикой занимаюсь не так давно, всего, наверное, год или чуть больше; поэтому пока на одно видео у меня может уйти довольно много времени – от пары недель до месяца. Конечно, я работаю над своим аккаунтом не 24/7, обычно удаётся делать это в свободные от работы и других дел вечера. 

Творчество каких российских коллег вам нравится?

В диджитал-графике, конечно, это Евгений Зубков, он вдохновлял меня, ещё когда я сам ничем подобным не занимался. В уличном творчестве Петербурга слежу за художником Loketski.

В чём ещё находите вдохновение для создания своих работ?

Живя в Петербурге, искать вдохновение – наименьшая из проблем. Достаточно пройтись по дворам Петроградки, или набережной Обводного канала вдоль заброшенного завода, или же просто приехать в спальный район с панельными домами. Особая атмосфера города вдохновляет сама по себе без перерыва. Конечно, на мои сюжеты влияет и бэкграунд того, что я когда-то прочитал или увидел: здесь и Стругацкие, и Лавкрафт, и Брэдбери, и много кого ещё. 

Вы затрагивали тему ковида. Из-за самоизоляции в Неве заметили гигантских енотов. Сильно ли изменился Петербург и люди за время пандемии?

Да, я касался её. Точнее сказать, я касался темы одиночества и изолированности человека в период пандемии. Весной город, конечно, выглядел очень необычно. Пустой, уснувший, спрятавшийся. Летом люди, кажется, просто приняли новую реальность – и город зажил обычной жизнью на свой страх и риск. Но постоянное невидимое напряжение и тревожность города ощущались как тогда, так и сейчас. Город, может, и не изменился, но люди изменились точно. Каждый по-своему. Кто-то научился ценить свободу, кто-то научился ответственности за близких, кто-то стал героем, а кто-то антигероем. Я, как и все, очень хотел бы, чтобы это всё поскорее прошло. И желаю всем, кто столкнулся с ковидом, крепкого здоровья и терпения.

Чего не хватает Петербургу с точки зрения городской среды? Что нужно для развития города?

С точки зрения среды Петербург неплох. Да, у нас до сих пор умудряются одновременно сочетаться современные социальные пространства и заброшенные районы с плохой инфраструктурой. Я думаю, город развивается по мере запросов самих людей. Сейчас жители Петербурга прогрессивны и, соответственно, требовательны к городской среде. И город, во многом в лице бизнесов и частных копаний, старается дать людям ту среду и инфраструктуру, которой они достойны. Я надеюсь, что и административные структуры смогут адаптироваться к потребностям нового поколения петербуржцев.

Обращаются ли к вам с просьбой сделать что-то на заказ?

Да, довольно часто обращаются. Но ввиду плотной занятости я практически не беру сторонние проекты. Если только это не какая-нибудь интересная коллаборация или проект, который будет интересен лично мне.

Работаете ли сейчас над каким-нибудь новым проектом?

После каждого поста начинается работа над новым постом. Это длится уже почти два года и пока что не отпускает меня.

Расскажите немного о своей работе в рекламном агентстве. Можно ли сказать, что реклама – это искусство?

Я работаю в агентстве Great. Говоря простыми словами, мы придумываем и создаём рекламу. В основном это ТВ- и диджитал-ролики, рекламные кампании. В общем, та самая реклама, которую вы видите на телеканалах, в экранах гаджетов и вокруг себя. Это очень интересная работа, которая постоянно держит мозг в тонусе, заставляет мыслить чуть шире. Я не думаю, что реклама – это искусство. Хотя, конечно, в отдельных случаях рекламный ролик или постер можно назвать произведением искусства. Но это большая редкость. Сама по себе реклама искусством, как мне кажется, не является, хоть и использует во многом те же приемы и инструменты. Реклама и искусство где-то очень рядом и одновременно совсем далеко друг от друга.