В экспозиции собрано около 100 произведений из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина, других музейных коллекций и частных собраний.

Экспонат выставки

Экспонат выставки

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"За чашкой чая коллега прочитал мне стихотворение Маяковского, где поэт признаётся в любви к классику, – рассказывает куратор выставки Михаил Курганов. – Это натолкнуло меня на мысль провести расследование: поискать другие отклики бунтарей на пушкинское наследие, на его биографию. В результате открылся целый пласт неизведанной культуры".

Куратор выставки Михаил Курганов с посетительницей выставки Полиной у картины Петра Кончаловского

Куратор выставки Михаил Курганов с посетительницей выставки Полиной у картины Петра Кончаловского

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Экспозиция выстраивает маршрут от отрицания Пушкина-символа до нового открытия его наследия в поэзии русского футуризма.

Художник Владимир Козин со своими работами

Художник Владимир Козин со своими работами

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На выставке представлены работы художников Натальи Гончаровой, Густава Клуциса, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина и других ключевых фигур русского авангарда, чьё творчество стало полем битвы с "окаменелым" образом классика.

"Мы рассказываем об истории двух работ Петрова-Водкина, посвящённых Пушкину, – комментирует Михаил Курганов. – Одна из них, "Пушкин в группе советских писателей", сохранилась в фондах музея в виде фотографии. Известно, что картина экспонировалась в Америке, потом считалась утраченной. Позже её нашли записанной в одном из провинциальных музеев. Также у нас хранится эскиз к картине "Пушкин в Болдине". Эту работу художник писал для Всесоюзной выставки к юбилею смерти Александра Сергеевича в 1937 году. Комиссия эту работу не одобрила, и Петров-Водкин уничтожил её. В коллекции нашего музея есть чудом сохранившийся фрагмент".

Рисунок Сергея Эйзенштейна к неснятому фильму "Любовь поэта"

Рисунок Сергея Эйзенштейна к неснятому фильму "Любовь поэта"

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Одним из масштабных экспонатов выставки стала работа Петра Кончаловского "Пушкин в Михайловском".

"Кажется, что на этой картине Пушкин вполне классический, – продолжает Михаил Курганов. – В руке перо, ноги укрыты одеялом. Но в первоначальном варианте одеяла не было. Кончаловский писал эту работу, опираясь на воспоминания современников, в которых они рассказывали, как творил поэт: не вставая с постели, в чём спал. Поэтому Александр Сергеевич был изображён с голыми ногами. В результате художник своим голоногим Пушкиным эпатировал всех. Критика была ужасающей. Позже появилось одеяло, которое прикрыло ноги классика русской поэзии. Но вся композиция этого полотна осталась неизменной".

Скульптурная пара "Пушкин и Маяковский". Автор Гавриил Гликман

Скульптурная пара "Пушкин и Маяковский". Автор Гавриил Гликман

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

На выставке также представлена скульптурная группа Гавриила Гликмана "Пушкин и Маяковский". На эту композицию автора вдохновило стихотворение Владимира Маяковского "Юбилейное", в котором поэт начала XX века обращается к своему коллеге через столетие: "Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский".

В экспозиции можно ознакомиться с рисунками режиссёра Сергея Эйзенштейна к так и не снятому фильму "Любовь поэта".

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Эйзенштейн работал над фильмами во многом через рисунок, – объясняет куратор выставки. – Визуально представлял, как это должно быть. "Любовь поэта" должен был стать первым звуко-цветовым фильмом. К сожалению, эта кинокартина не была снята".

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Участниками проекта "Победа над солнцем" также стали современные авторы: Ольга Тобрелутс, Дмитрий Пригов, Владислав Мамышев-Монро, Владимир Козин и другие. Выставка предлагает взглянуть на Пушкина без "стеклянной брони привычности" и увидеть, как через борьбу со старым рождается новое искусство.