Из года в год число велосипедистов в Петербурге только растёт. Ещё больше тенденцию подстегнула пандемия.

Но, выезжая на улицы на двухколёсном транспорте, жители рискуют столкнуться с некоторыми трудностями. Городская инфраструктура сегодня слабо приспособлена для движения велосипедистов. 

Дороги ведут на север

Велодорожная карта Северной столицы включает 126 км выделенных полос. Специальная разметка есть в 14 районах, ещё в 4-х: Кировском, Красносельском, Кронштадтском и Невском, – придётся искать альтернативные пути объезда. Наиболее обеспечен зонами для катания север Петербурга. Изолированная полоса длиной в 8,8 км есть в Муринском парке. Трасса в 17 км растянулась от Гражданского проспекта до исторического центра. По набережным Петроградской стороны обустроено целое кольцо для движения велотранспорта. Жителям юга Петербурга остаётся лишь завидовать такому количеству выделенных полос.

- Дисбаланс в протяжённости веломаршрутов на севере и юге города обусловлен тем, что, по результатам исследования интенсивности велодвижения было выявлено, что на севере города велосипедистов значительно больше, и, соответственно, у них больше запрос на создание велоинфраструктуры. Потому, когда в 2017 году начали строить первые велодорожки, начать решили с центра города и северных районов. И, как показали замеры велосипедистов, проводимые в 2019-2020 годах, количество велосипедистов на севере города ещё больше выросло, – поясняет руководитель "Петербургского велосообщества" Павел Хусу.

Велодорожки должны быть обозначены специальным дорожным знаком.

Велодорожки должны быть обозначены специальным дорожным знаком.

Pixabay

Фото:

Между двух огней

Впрочем, в большинстве случаев непрерывное следование по велодорожкам невозможно. Выделенные полосы в Петербурге представляют из себя разрозненные участки и рано или поздно владельцу двухколесного транспорта приходится делить путь либо с автомобилистами, либо с пешеходами. Причём по правилам, если изолированная трасса отсутствует, то велосипедист обязан следовать по крайней правой стороне проезжей части. Нарушение ПДД грозит штрафом в размере 800 рублей. Исключение составляют горожане с детьми, которые на законных основаниях могут ездить по соседству с пешеходами. Но на деле большинство гонщиков всё равно сворачивает на тротуар.

- Из-за большого потока автомобилей, двигающихся на высокой скорости, поездки по таким улицам для велосипедистов связаны с определённой долей дискомфорта, а подчас и риска попасть в ДТП, – сказал Павел Хусу.

Схема требует пересмотра

В планах Смольного на 2021 год обустройство двух новых веломаршрутов: от метро "Проспект Большевиков" до "Дыбенко" и трассы, которая соединит Сестрорецк и Зеленогорск. По мнению экспертов, темпы обустройства выделенных полос в Петербурге сегодня недостаточные. Для более эффективного решения проблемы нужно в целом изменить подход к решению вопроса. Сейчас велодорожки в Северной столице появляются хаотично, по остаточному принципу. Рациональнее было бы сократить их километраж, но разделить вело- и автопотоки на особо опасных участках: на пересечениях с крупными магистралями, преимущественно в центре. А выкроить заветные километры поможет сокращение парковок.

По планам Смольного велодорожка в Невском районе появится в 2021 году.

По планам Смольного велодорожка в Невском районе появится в 2021 году.

Яндекс.Карты.

Фото:

- В центре очень узкие тротуары, не позволяющие велосипедистам двигаться отдельно от автомобилей. Может показаться, что в центре слишком тесно, чтобы делать какую-то дополнительную инфраструктуру, но в действительности проблема в нерациональном использовании пространства. Очень много места занимают припаркованные автомобили, которые 90% времени не выполняют никакой полезной функции, занимают полосы движения и закрывают обзор, – уверен эксперт Ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры "Пошли-Поехали" Дмитрий Баранов.  

Между тем Смольный уже взялся за проработку новой концепции. Однако акцент в расширении инфраструктуры будет снова сделан на плотности жилой застройки и объёме велосипедных потоков. 

– Особое внимание в концепции планируется уделить возможности использовать велосипед в качестве транспорта "первой и последней мили" для поездок от дома или работы до остановок общественного транспорта и станций метро, – сообщили в пресс-службе СПБ ГКУ. "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга"


Ознакомиться с картой велодорожек можно на сайте.