По пессимистичным прогнозам, после карантина в Петербурге останется едва ли половина заведений общепита. Но с 1 января закрыться могут и многие из тех, кто выжил. В Петербурге запретили бары-"наливайки" в жилых домах. Кого будет защищать новый закон и как он повлияет на барную культуру Северной столицы? Metro разбирается в ситуации и выясняет, что думают по этому поводу эксперты

Закс одобрил в третьем чтении поправки в закон "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции". Сначала предлагалось запретить торговлю горячительным в заведениях, где "зал" меньше 20 метров. По сути, это магазины, которые продают алкоголь и после 22.00, но уже в открытых бутылках. Затем площадь увеличили до 50 "квадратов" – и тогда забили тревогу владельцы "приличных" петербургских баров.

Пока изменения готовятся к вступлению в силу (произойдёт это 1 января 2021-го), петербуржцы пытаются спасти то, чем гордится общепит Северной столицы. Но уже понятно: поправки не повлияют на бурную ночную жизнь в "питейных" районах. На той же улице Рубинштейна почти все бары – больше 50 метров.

Денис Четырбок, автор законопроекта, депутат Законодательного собрания Петербурга:
– Почему мы занялись именно этим вопросом? Главной причиной стали жалобы горожан, а их было огромное количество, причём из разных районов Петербурга – от проспекта Ветеранов до Петроградки. В течение полутора лет мы изучали ситуацию: пользы от этих "наливаек", расположенных в жилых домах, никакой, только постоянные пьяные драки. Сейчас мы прорабатываем возможность ввести на законодательном уровне дополнительные условия, которые могли бы обезопасить "хорошие" заведения, которые покой жильцов не нарушают... Да, конечно, о петиции "Нет уничтожению барной и гастрокультуры Санкт-Петербурга" нам известно – и её название совершенно не отражает сути закона. Он говорит о злачных местах, которые доставляют людям неудобства. Под петицией подписалось довольно много владельцев заведений, которые под действие закона вовсе не попадают, – исключительно в знак солидарности. Взаимопомощь – это, конечно, прекрасно, но вы же остаётесь работать, зачем же тогда говорить об "уничтожении"?  О поправках известно ещё с осени, но вся шумиха вокруг них началась в пятницу – до этого никаких конструктивных предложений от владельцев точек общепита к нам не поступало. И ещё: никто не знает, когда будут сняты введённые из-за коронавируса ограничения – к примеру, социальная дистанция в полтора метра. Закон будет работать ещё и в этом направлении: в крошечные бары – часто маргинальные! – не будут набиваться десятки людей. В остальных точках можно всё организовать цивилизованно. И последнее: запрет на продажу алкоголя не означает, что заведение должно закрыться. Его можно переформатировать – расширить меню, к примеру, или сделать кофейню.
 

Александр Зарайский, владелец бара, автор петиции против новых поправок на Change.org:
– Петиция, которую я создал на сайте Change.org, называется "Нет уничтожению барной и гастрокультуры Санкт-Петербурга". Да, я сам владею баром, расположенным на Петроградской стороне, но он удовлетворяет требованиям новых поправок к закону. Потому создать петицию меня подтолкнула исключительно личная заинтересованность: я живу в Петербурге, люблю его, и мне важно, чтобы в нём существовала комфортная среда обитания – и для жителей, и для гостей. Моё личное общение с друзьями зачастую наиболее комфортно проходит именно в маленьких уютных барах. У меня самого множество любимых мест, но большинство из них – именно такого, небольшого формата. К этому моменту петицию (она была запущена ровно неделю назад. – Прим. ред.) подписали больше 10 000 человек, но никаких прогнозов по поводу подписей изначально я не строил. Первоочередной задачей моей петиции было максимально распространить информацию о происходящем, поскольку депутаты увеличили минимальную площадь зала с федеральной нормы в двадцать квадратных метров до пятидесяти всего за день до второго чтения. И общественная реакция на это была нулевой, люди не знали об этом и не понимали, чем это грозит. Чем именно? Мои коллеги тоже обращались к губернатору и упомянули более сотни заведений, которым придётся закрыться после 1 января 2021 года. И это далеко не полный список – только те, кого удалось с ходу вспомнить при написании обращения... Мы будем стараться сделать всё допустимое в рамках закона для того, чтобы эти нелогичные и несправедливые поправки были исправлены.