Действующий губернатор Александр Беглов поручил ужесточить контроль над возведением дорожной инфраструктуры. Как возможно существенно увеличить срок службы магистралей, рассказывает Metro

В Северную столицу пришло лето, а значит – сезон дорожных работ в самом разгаре. Постоянное обновление магистралей доставляет неудобства горожанам и приводит к пробкам, не говоря уже о том, что оно требует больших расходов из бюджета города. Дорожная проблема для Петербурга – в числе самых острых. По официальной статистике, пока около 37% всех трасс мегаполиса находится в неудовлетворительном состоянии, а срок службы магистралей после очередного ремонта составляет всего 3–5 лет.

Финансирования, выделяемого ежегодно, а это около 7 млрд рублей, недостаточно для того, чтобы радикально улучшить ситуацию в обозримом будущем. Дороги с каждым годом продолжают изнашиваться из-за высокой нагрузки. Через пять лет показатель может вырасти до 38,6%. При этом, согласно указу президента Владимира Путина, доля протяжённости петербургских магистралей в ненормативном состоянии к этому сроку не должна превышать 15%.

В Смольном уверены, что проблему можно решить только в комплексе: ужесточить контроль за возведением инфраструктуры на каждом этапе, обеспечить высокое качество материалов и одновременно существенно увеличить финансирование, а значит – и объём проводимых работ. Действующий губернатор Петербурга Александр Беглов в июне поставил соответствующую задачу перед профильными комитетами администрации города. В частности, срок службы дорожного покрытия должен вырасти в полтора-два раза.

– Это дороже, безусловно, но во время эксплуатации мы экономим большее количество средств из бюджета, – отметил действующий губернатор.

С улицы – в лабораторию
Возможности для этого есть. Но начинать нужно уже на стадии проектирования, закладывая параметры, соответствующие реальным условиям эксплуатации и климату Северной столицы. Моделированием ситуации занимаются эксперты Дорожно-строительной лаборатории контроля качества СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», укомплектованной самым современным оборудованием мирового уровня. 14 июня они в присутствии главы Петербурга во время его инспекционного объезда взяли пробы и осуществили замеры в Московском районе на улице Фрунзе, где на участке длиной в 1,8 км уже закончено обновление проезжей части и ведутся работы по обустройству тротуаров. Данные будут использованы для контроля качества и улучшения технологии строительства и ремонта дорожных объектов. Такие проверки, как отметил Александр Беглов, будут регулярными.

В лаборатории, впрочем, проверяют не только качество, но и эксплуатационные характеристики материалов, которые используются в дорожном строительстве. Это асфальтобетон, щебень, бордюрный камень. Их испытывают по целому ряду критериев, среди которых прочность, растяжимость, старение, воздействие экстремальных температур – как низких, так и высоких. Соответственно, новейшее оборудование позволяет давать прогноз на сроки эксплуатации дорожного покрытия в 3–7 лет и вносить изменения в технологию с помощью специальных добавок и составов. Применение инновационных материалов позволяет дорожному покрытию меньше изнашиваться.

Какие дороги обновят в Петербурге
Ряд крупных магистралей, внесённых в адресную программу на 2019 год (ремонт проведён, проводится или будет проводиться):
Калининский район: Гражданский пр. от пр. Маршала Блюхера до Суздальского пр.; пр. Луначарского от пр. Культуры до ул. Руставели
Красногвардейский район: Заневский пр., пр. Косыгина – от Индустриального пр. до ул. Коммуны
Центральный район: Дворцовая наб., пл. Восстания, ул. Маяковского, 2-я Советская ул.
Невский район: Дальневосточный пр., пр. Большевиков
Выборгский район: Тихорецкий пр., пр. Просвещения
Приморский район: Комендантский пр., пр. Авиаконструкторов

Что дальше
Оптимизация технологии возможна только в комплексе с последующим контролем качества работ, выполняемых подрядчиками. По каждому объекту лаборатория будет брать пробы, и только на основании экспертизы возможно будет подписать документы о приёме работ. Это позволит пресечь случаи злоупотреблений, когда исполнители упрощают технологию и заменяют материалы на более дешёвые, тем самым зарабатывая за счёт налогоплательщиков и городского бюджета. В итоге городские дороги приходится ремонтировать чаще. Одновременно с автоматизацией процесса проведения экспертиз будет продолжена практика незапланированных инспекций с участием действующего губернатора и сотрудников лаборатории.

– Я предупредил все подрядные организации, – отмечает Александр Беглов. – Будем смотреть за качеством работ и штрафовать, обращаться в суды, чтобы они несли финансовую ответственность. Деньги платим им нефальшивые, качественные. Так сделайте нам качественные дороги. Я здесь полностью солидарен с петербуржцами. Контроль должен быть очень жёсткий.

Второй важный момент – в целом необходимость роста финансирования на дорожные работы. Чтобы выполнить указ президента, необходимо увеличить ежегодную сумму до 13 млрд рублей. В цифру также закладывается ежегодный износ полотна на уровне 4% по Северной столице. Также в настоящее время обсуждается вопрос включения Петербурга в число участников национального проекта «Безопасные и качественные дороги».