В Великую Отечественную войну трасса через Ладожское озеро связала блокадный Ленинград с Большой землёй

Вчера возле музея "Прорыв блокады Ленинграда" появился новый экспонат – знаменитая блокадная полуторка ГАЗ-АА. Её подняли со дна Ладожского озера недалеко от острова Зеленец.

– Машину нашли с вывернутыми влево колёсами и с ключом в замке зажигания, – рассказал сотрудник музея Павел Апель. – Это означает, что под лёд она ушла с работающим двигателем. Автомобиль двигался в сторону Большой земли. До посёлка Кобона, где в годы блокады заканчивалась ледовая трасса Дороги жизни, не дотянул всего восемь километров. Груз и останки водителя не обнаружили.

Полуторку достали с глубины шесть метров.

Полуторку достали с глубины шесть метров.

предоставлено музеем "Прорыв блокады Ленинграда"

Фото:

Машина провалилась под лёд Ладоги, как сотни или тысячи таких же машин, ушедших в многочисленные полыньи и воронки от бомб в 1941–1943 годах. Её отреставрировали, и в 80-ю годовщину со дня начала работы Дороги жизни она стала экспонатом музея.

Разветвлённая сеть дорог

Ледовая трасса Дороги жизни начала свою работу 22 ноября 1941 года. На ней трудились около 10 тыс. шофёров, имена многих до сих пор неизвестны. Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов по Дороге жизни на полуторках в Ленинград доставили более 360 тыс. тонн грузов и эвакуировали более полумиллиона человек.

– Многие думают, что Дорога жизни – это одна трасса, проложенная по льду, которая куда-то ведёт, – комментирует петербургский историк, автор нескольких книг по истории ленинградской битвы Вячеслав Мосунов. – На самом деле это разветвлённая сеть дорог. Даже первую, которую проложили в конце ноября 1941 года, переносили несколько раз – ведь лёд таял, замерзал, ломался. Чуть позже появилось несколько дорог. По одним везли продовольствие, по другим – людей, по третьим – уголь.

Кроме ледовых трасс действовали ещё две водные дороги. В районе Осиновца был развёрнут крупный порт, через который переправляли грузы и людей.

– Эвакуировали мирных жителей, ввозили в город пополнение для Ленинградского фронта, – говорит Вячеслав Мосунов. – Иначе некому было бы защищать город.

По словам историка, Дорога жизни – это не только ледовые и водные трассы.

– Все грузы из Осиновца везли по железной дороге до Финляндского вокзала, – говорит Мосунов. – Без работы этой ветки то, что приехало на берег Ладоги, увезти в город было невозможно.

Чуть позже по дну Ладоги протянули трубопровод. По нему поставляли бензин и керосин. По южной части озера проложили кабели, связавшие город с Волховской ГЭС.

– Этот комплекс позволял блокадному Ленинграду хоть как-то существовать, а фронту воевать, – говорит Вячеслав Мосунов.

50 тыс. рублей к 80-й годовщине начала работы Дороги жизни получили ветераны, награждённые медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда"

По тонкому льду

Перед открытием Дороги жизни гидрографы, разведчики, бойцы мостостроительного батальона изучали ещё тонкий лёд Ладожского озера.

Ленинградские метеорологи составили по Ладоге специальный прогноз погоды на зиму 1941–42 гг., подробные карты с обзорами ледовой обстановки. Каждые десять дней готовили гидрологические бюллетени с прогнозами о толщине льда: только за первую блокадную зиму она измерялась более 3640 раз.

С ноября 1941 по апрель 1942 года ледовую дорогу обслуживали около 4000 автомобилей. Каждая четвёртая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбёжку.

Дорога жизни продолжила действовать и зимой 1942–43 гг., когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады.


"Нам суждено было остаться в живых"

За весь период действия Дороги жизни по ней перевезли более 16 млн тонн различных грузов и эвакуировали около полутора миллионов человек. Среди этих ленинградцев был и Александр Лобанов. О том, как он с мамой совершил свой путь по Дороге жизни, Александр Викторович рассказал Metro:

– Своё блокадное детство, естественно, не могу помнить, но из рассказов близких знаю многое. Зима 1941–1942 годов в Ленинграде была суровая, стояли сильные морозы. Всю эту зиму родители, я и мои родственники жили в блокадном городе. Весной, когда на Ладоге сошёл снег, началась эвакуация оставшихся в живых стариков, женщин и детей. Единственной возможностью покинуть город было Ладожское озеро. Водным путём на баржах переправляли людей на Большую землю. Большой землёй называлась территория, не захваченная немцами. Мне было семь месяцев, когда в один из дней сентября 1942 года буксир и три прицепленные к нему баржи отошли от берега Кобоны по направлению к Большой земле. Баржи были переполнены людьми. Через некоторое время в небе появились немецкие бомбардировщики и стали сбрасывать бомбы на караван. Отбомбившись, самолёты улетели, а две баржи из трёх вместе с людьми ушли на дно. Буксир подцепил оставшуюся невредимой баржу и продолжил свой путь к Борисовой Гриве. Невозможно представить себе такую картину, но, видимо, так распорядился Бог, что нам суждено было остаться в живых в этой страшной трагедии.

1944 год. Александр после возвращения в Ленинград из эвакуации.

1944 год. Александр после возвращения в Ленинград из эвакуации.

из личного архива героя публикации

Фото:

"На уцелевшей барже вместе с другими эвакуированными ленинградцами находилась и моя мама со мной на руках", - сказал Александр Лобанов