В демографической кампании-2021 занято более 10 тыс. человек.
Петербурженка Ирина Михайлова – писательница, мама двоих детей, а в свободное время еще и волонтер Всероссийской переписи населения.
– В переписи населения я участвую, как волонтер, то есть помощник. Из-за того, что переписчики почти все женщины ходить по одному, особенно в вечернее время, мягко говоря, некомфортно. Поэтому гораздо спокойнее, когда выходишь на адреса вдвоем, – объясняет Metro горожанка.
Незваные гости
Ирина Михайлова курирует Кронштадтский район. Прежде чем позвонить в дверь, обязательно связывается с хозяевами по домофону. Во-первых, так люди охотнее идут на контакт, во-вторых, предварительное знакомство позволяет волонтерам и переписчикам почувствовать себя в безопасности. За одну смену сотрудницы Петростата обходят десятки квартир. И каждый раз остается сюрпризом, кто окажется по ту сторону двери.
– Ты по звонку слышишь, кто тебе ответил. И если голос заведомо пьяный или агрессивный, то квартира может быть помечена как опасное помещение, – рассказывает Ирина Михайлова. – Даже если это пятиэтажный или шестиэтажный дом, каждый раз, проведя перепись в одной квартире, спускаюсь вниз и снова звоню по домофону. Так всем спокойнее, да и люди на звонок домофона ответят охотнее, чем откроют на внезапный стук в дверь, особенно в вечернее время. Иногда помогают сами граждане, звоня в дверь к соседям и прося "принять девочку-переписчика". Это приятно.
Кому в Петербурге жить хорошо
За три недели работы в переписи населения Ирина Михайлова уже повидала многое. Ей довелось воочию наблюдать последствия бума разводов после мирового локдауна в 2020 году: среди респондентов было много неполных семей. Она повстречала бабушек, зарабатывающих на акциях, и бесчисленное количество активной молодежи.
Между тем далеко не все ситуации подходят под стандартный инструктаж. Иногда приходится соображать на ходу, делится собеседница Metro.
– Как-то захожу в парадную, после прозвона в квартиру, а следом заходят люди с цветами и поднимаются вслед за мной. Я поздоровалась и спросила прошли они перепись или нет? А они отвечают: нет, мы не здесь живём, на день рождения идем, в гости. Я уточнила какая квартира и пообещала, что сегодня беспокоить не буду. У людей праздник все-таки. Это тоже забота о людях, чтобы не быть навязчивыми во время радостных событий или в горе, – делится петербурженка.
Байки переписчиков
А среди коллег по цеху ходит байка о городском сумасшедшем, который чуть не довел переписчицу до инфаркта.
– Семья вроде благополучная. Но молодой человек – сын, то ли глупый, то ли любитель хайпа, – рассказывает Ирина Михайлова. – Когда переписчица пришла он впустил её в квартиру. Согласился на перепись, но потом внезапно начал строить страшные рожи, тянуть руки к переписчице и страшным голосом говорить: "Посмотрите, прекрасная же погода!" Девушка, которая с этим столкнулась оказалась совершенно не готова к такому повороту. Испугалась, конечно. Еле отговорилась и поспешила уйти. Боялась, что за ней побежит, потому что спрашивал, куда она дальше пойдёт. Не верю, что на самом деле дурачок. Наверное, просто хотел напугать женщину.
Закрытые двери
Однако настоящая "боль" всех переписчиков – это горожане, не открывающие двери. К таким приходится возвращаться трижды.
– Это уже крик души переписчиков! Есть люди, которые боятся пускать к себе. Ваше право. Есть другие варианты пройти перепись. Но, если вы категорически против переписи, пожалуйста, уважаемые, скажите это переписчику вежливо. Или опять же, набрав номер стационарного участка, скажите, что квартира такая-то отказывается от переписи. Мы поставим соответствующую заметку, и никто вас мучать не будет, – рассказывает Ирина Михайлова. – Если ты 3 раза в разное время не застал человека дома, то мы делаем заметку что люди отсутствуют.
Ковидные респонденты
Демографическая кампания-2021 осложнилась пандемией. Перед каждым "рейдом" переписчикам приходит на планшет эпидемиологическая сводка: перечень квартир, жильцы которых подхватили COVID-19. Однако иногда информация поступает с запозданием.
– Были случаи, когда переписали людей, а потом хоп и приходит сводка, что эта квартира числится на карантине. А никто из находящихся в ней переписчика об этом не предупредил, – приводит пример Ирина Михайлова. – Сами переписчики раз в неделю сдают ПЦР-тесты, чтобы снизить риск заражения людей.
Однако риск заболеть коронавирусом, как и встреча с неадекватными горожанами, меньшее из зол. Как ножом по сердцу, признается Ирина Михайлова, когда переписчик слышит, что горожане проходят тест наугад.
– У меня знакомые сказали: "Ай, мы так через госуслуги понатыкали там чего-то". Зачем?! Ну, зачем? Вы же статистику портите! Вот зачем мы стараемся, ходим, собираем данные, если 2/3 населения просто потыкают что-то в компьютере на отвяжись. Из-за лени или страха, что данные могут как-то использоваться против них. Теории заговоров вообще вещь заразная. А о том, что полученная информация поможет оценить работу социальных программ, уровень рождаемости, необходимость льготных программ, миграцию населения - забывают, – говорит Ирина Михайлова.
В Петербурге работают более 10 тыс. переписчиков. Поквартирный обход завершится 14 ноября. Возможность пройти тест в цифровом формате у горожан есть до 8 ноября.