Спасение жизней 155 пассажиров злосчастного рейса 1549 авиакомпании US Airways, летевшего из Нью-Йорка в Шарлотт, штат Северная Каролина, уже успело войти в историю под названием Гудзонского чуда. Как это было - рассказывают спасатели, пассажиры и свидетели авиакатастрофы.

Комментарий психолога:Авиакатастрофа рейса US Airways, произошедшая в четверг на Гудзоне, - доказательство того, что выжить в таком происшествии вполне возможно. Как только спадет эмоциональное напряжение, происшествие сможет сильно помочь людям справиться со страхом перед полетами. Эта катастрофа сильно изменит мышление людей: выжить, а не погибнуть, - это реальная возможность. И позитивное восприятие сможет вытеснить прежнее, негативное.

Один из факторов страха перед авиаперелетами связан с чувством беспомощности, с невозможностью контролировать ситуацию. Настрой на спокойствие и контроль над ситуацией - вот что спасло пассажиров и экипаж самолета. Знайте, что вы все контролируете, внимательно слушайте инструкции бортпроводников перед полетом о том, как вести себя в экстремальных ситуациях и берите инициативу в свои руки.

СпасателиВсе мысли дежурного спасателя Освана Берете, находившегося на пароме, направляющемся в Хобокен, были о том, что в проливе сильный и очень холодный ветер. И вдруг Берете неожиданно заметил, что самолет, выполняющий рейс 1549 US Airways, опускается прямо в Гудзон.

- Мы оказались в нужном месте в нужное время, - сказал он потом.

Прибыли суда Пожарного департамента и полиции Нью-Йорка. Команду водолазов полиции Нью-Йорка доставили на Гудзон вертолетом. Детективы полиции достали из воды двух женщин, кототрые едва не получили переохлаждение.

Детектив Майкл Делани сказал, что он был поражен слаженностью работы всех спасательных служб. В результате все 155 пассажиров были спасены.

ПассажирыСамолет находился на воде меньше пяти минут, однако для 155 человек, находившихся на борту, это были, возможно, самые долгие и мучительные минуты в жизни. Фред Беретта собирался вздремнуть, когда самолет взмывал в небо над Нью-Йорком.

- Я услышал, как левый двигатель издал очень громкий звук. Это было что-то вроде взрыва, - рассказывал потом Беретта.

- Левый двигатель просто взорвался, из него полетели искры, было видно пламя, - говорил пассажир Джефф Колоджей. - Потом самолет стал очень быстро заполняться водой.

- Он сказал: "Приготовьтесь к сильному толчку". И я понял, что, скорее всего, это конец, - вспоминает Альберто Панеро. - Потом я неожиданно услышал: "Выбирайтесь из самолета, выбирайтесь сейчас же!". Я не могу поверить, что ему удалось посадить самолет.

- Я не могу поверить, что я выжил, - сказал неизвестный пассажир сотруднице службы скорой помощи Хелен Родригес.

Безопасность в аэробусе

Аэробус А-320 - рабочая лошадка гражданской авиации. Эти самолеты входят в воздушный флот большинства крупнейших мировых авиакомпаний. По статистике, аэробус - один из самых безопасных самолетов. Авария, произошедшая в прошлый четверг, - двадцатый аз всю историю существования самолета случай полного отказа двигателей. С 1988 года с самолетами А-320 и их модификациями произошла 631 катастрофа со смертельными исходами, еще 33 происшествия не унесли ни одной жизни.

Предыдущая авиакатастрофа с участием самолета произошла в ноябре: тогда аэробус, выполнявший рейс авиакомпании Air New Zealand рухнул в Средиземное море.

Последняя авиакатастрофа показала всю силу современного аивастроения: самолет был практически списан, но он был сконструирован таким образом, что от сильнейшего удара об воду его корпус остался целым. И это спасло жизни людей.

История пилота

После того, как самолет с 155 людьми на борту сел в холодную воду Гудзонского пролива, пилот Чесли Б. "Салли" Салленбергер III дважды прошел через весь салон самолета, чтобы лично убедиться в том, что все пассажиры успели выбраться.

Салленбергер, бывший боевой летчик ВВС США, управлял самолетами US Airways 29 лет. Он - эксперт и инструктор по авиационной безопасности.

Все пассажиры - и пораженные зрители по всему миру - назвали Салли, уроженца Дэнвилла, штат Калифорния, героем. После беседы с Салленбергером мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг сказал, что это приземление "было выполнено мастерски": пилот накренил машину влево и плавно спустился на воду с выключенными двигателями. Свидетели приземления, наблюдавшие за самолетом с земли, были поражены плавным и управляемым приводнением машины.

Тьерни Сантьяго наблюдал за этим из машины, когда ехал по шоссе.

- Он спускался очень медленно, почти парил, - рассказывает он. - Сначала воды коснулся хвост, потом я услышал громкий всплеск, но самолет остался на поверхности воды.

Фред Беретта, один из последних спасенных пассажиров, рассказал каналу CNN:

- Я поблагодарил пилотов и пожал им руки. И сказал им, что они герои. Капитан был удивительно спокойным и собранным.

Резюме героя

- Выпускник Академии воздушных сил США

- Служил в ВВС с 1973 по 1980 год

- Пилот авиакомпании US Airways в течение 29 лет

- Консультант по авиации НАСА- Преподаватель Центра управления риском и катастроф Университета Калифорнии (Беркли)- Принимал участие в расследованиях авиакатастроф- Основатель консультирующей фирмы в Калифорнии "Методы безопасности и уверенности"

Столкновения с птицами

Чаще всего птицы попадают в двигатели самолетов при взлете или посадке. Опаснее всего это при взлете, когда турбины работают почти на полную мощность.Когда птицы попадают в двигатель, лопасти винтов могут столкнуться, и это может стать причиной цепной реакции. Повреждения могут быть настолько сильными, что двигатель может отказать. Так и произошло в гудзонской катастрофе: отказали оба двигателя. Девяносто процентов таких аварий происходит на расстоянии около пяти миль (около 8 км) от аэропорта.

Отказ двигателей

Отказ одного из двух двигателей происходит хотя бы один раз в карьере каждого пилота. По статистике, оба двигателя отказывают одновременно очень редко - если принимать во внимание количество полетов, совершающихся на земле каждый день.

Авиакатастрофы А-320, унесшие жизни30 мая 2008 года: самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Трое погибли на борту, еще двое - на земле.

17 июля 2007 годаСан-Паоло, БразилияСамолет приземлился на скорости выше допустимой и съехал со взлетно-посадочной полосы. 187 пассажиров и несколько человек на земле погибли.

3 мая 2006 годаСочи, РоссияСамолет упал в Черное море после попытки приземления. 113 погибших.

23 августа 2000 годаМанама, БахрейнРухнул в море после третьей попытки приземлиться. 143 погибших.

14 сентября 1993 годаАэропорт Варшавы, ПольшаСамолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Двое погибших.

20 января 1992 годаСтрасбург, ФранцияРухнул на землю после того, как экипаж неправильно настроил автопилот. 87 погибших.

14 февраля 1990 годаБангалор, ИндияРазбился при заходе на посадку. 92 погибших.

26 июня 1988 годаАэропорт Мульхаус-Хабшейм, ФранцияВрезался в дерево во время маневра на авиашоу. Трое погибших.

Источник: www.airsafe.com

Катастрофы US Airways, унесшие жизни пассажиров

8 января 2003 годаШарлотт, штат Северная КаролинаСамолет разбился почти сразу после взлета. 21 погибших.

8 сентября 1994 годаПиттсбург, штат ПеннсильванияПилоты потеряли управление во время захода на посадку. 132 человека погибли.

2 июля 1994 годаШарлотт, штат Северная КаролинаСамолет разбился при попытке сесть во время сильного ветра. 37 погибших.

22 марта 1992 годаНью-ЙоркСамолет разбился из-за наледи на крыльях во время взлета. 27 погибших.

3 января 1992 годаГэбриел, штат Нью-ЙоркСамолет ударился об землю во время посадки. Двое погибших.

1 февраля 1991 годаЛос-Анджелес, штат КалифорнияПриземлившийся самолет столкнулся с другим на взлетно-посадочной полосе. 22 человека погибли. В другом самолете 12 погибших.

20 сентября 1989 годаАэропорт ЛаГвардия, Нью-ЙоркСамолет рухнул во время взлета на взлетно-посадочную полосу. Двое погибших.

12 февраля 1979Кларксбург, Западная ВирджинияСамолет разбился во время взлета из-за наледи на крыльях. Двое погибших.

7 июня 1971 годаНью-Хэйвен, КоннектикутРазбился на взлетно-посадочной полосе. 28 погибших.

Источник: www.airsafe.com