Большой Московский цирк представил свою новую программу "Эмоци и…" в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке. После представления журналист Metro пообщалась с Аскольдом Запашным и узнала, почему клоуны страшнее тигров, а также о странном животном, которое можно сравнить с котопсом.

Вы уже привозили шоу "Эмоци и…" в Петербург. Расскажите, что нового зритель может увидеть в представлении.

– Мы заменили довольно много номеров, но чётко поставленной задачи каждый раз на 100% обновлять репертуар у нас нет. Цирк – это живое искусство, он тем и интересен, что одно и то же представление каждый раз смотрится абсолютно по-разному – например, трюки в исполнении редчайших белых и уссурийских тигров, африканских львов.

На сцене выступают два льва и восемь тигров, с вами в Петербург приехали только они?

– На гастроли с нами катается гораздо больший состав. Например, есть у нас лев с психологическими отклонениями. Такого диагноза для хищников нет, но, если сравнивать с людьми, я бы сказал, что у него синдром Дауна. Мы не знаем, чего от него ожидать, потому что он сам этого не знает. Лев опасен и для себя, и для окружающих. Выступать с ним нельзя, но он член коллектива. Мы его содержим, возим с собой как туриста, он больше нигде не выживет, и такой никому не нужен.

Номер, в котором вы прыгаете на льве, вошёл в Книгу рекордов Гиннесса. Прыгаете вы, а не брат, потому что вы легче?

– Когда выбирали – кому прыгать, то с первым львом, который должен был исполнять этот трюк, мы больше совпадали по конституции, по росту. К тому же я всегда со львами был контактнее, они меня лучше воспринимают.

А на тиграх прыгать неудобно?

– Здесь нет закономерностей, можно прыгать и на тиграх, но я делаю это на льве. А вот дрессировке они поддаются одинаково. Только подход к ним нужен разный: тигры индивидуалисты, каждый сам за себя, а львы – наоборот. Если сравнивать с понятными нам животными, то тигры – как коты, а львы больше похожи на собак.

Если тигр – это кот, а лев – собака, то, зная, что у вас в Московском цирке есть лигры, я могу предположить, что вы практически являетесь владельцами огромных котопсов?

– Ну да, что-то типа того. Только, в отличие от котопса, тигролев и лигр – это настоящие животные. Они не похожи друг на друга, как дворняжки, у них может вылезти любая отличительная черта – например, это может быть тигр во всём, но с гривой. Или родится лысый лев с проблесками полос. Что могу отметить про них точно – лигры очень крупные. А ещё у них очень странные широкие скулы. У льва скулы широкие, но вы их не видите из-за гривы, тигру такая форма морды несвойственна. В результате скрещивания получаются тигры с таким овалом – крупным-крупным. Выглядит странно на самом деле.

А если бы вы сами добавляли качества животным, то как бы вы их апгрейдили?

– Я бы оставил всё как есть. Мне кажется, что тигры и львы в какой-то степени совершенные животные. Я бы даже интеллекта не стал добавлять, иначе они начнут доминировать над нами. С точки зрения прикола было бы забавно создать животное, обладающее гибкостью обезьяны, но сильное, как хищник, и доброе, как лошадь.

А разве лошади добрые?

– Да, на мой взгляд, лошади даже добрее котов. Они максимально дружески воспринимают человека. И могут быть настолько же преданными, как собаки.

Мы сравниваем лошадей и котов. А если сравнить клоуна Пеннивайза из фильма "Оно" и тигра – кто из них страшнее?

– Конечно, клоун страшнее. Люди-хищники опаснее любых хищников-зверей. Человек обладает очень высоким уровнем интеллекта и способен обманывать так, как ни одно животное не способно. Тигры в какой-то степени честны, делают то, что в них заложено природой. Зверь убивает, чтобы есть, а люди, к сожалению, бывают такими, как Пеннивайз. Прячут злую натуру, изображая что-то очень доброе и хорошее.

По всему миру прокатилась волна протестов клоунов против фильма. А как вы к этому относитесь?

– Я большой поклонник Стивена Кинга, этой книги, мне безумно понравилась экранизация, актёр Билл Скарсгард, сыгравший клоуна. Очень мощная работа. Но протесты могу охарактеризовать двумя словами: глупость и хайп – попытка пиариться на чужой популярности. Но если клоуны волнуются на полном серьёзе, то это просто смешно. Это одноразовый фильм, а не попытка их травить, выставляя злыми монстрами.

Когда из цирков с криками начнут бежать малыши, тогда можно обвинить создателей кино: "Ребята, что вы наделали, убили в детях веру во что-то хорошее". Но если реальный клоун вызывает отрицательные чувства, то виноват не фильм, а самому актёру надо задуматься над образом.

У вас много знакомых клоунов, они разделяют вашу точку зрения?

– Я сейчас разговаривал с одним из лучших клоунов в мире Дэвидом Ларибле и затронул с ним эту тему. Он тоже смеялся, не понимая, как к этому можно серьёзно относиться.

Факты:
27 сентября народный артист России, представитель знаменитой цирковой династии Аскольд Запашный отметит 40-летний юбилей.