Четыре года назад археологи начали изучать судно "Архангел Рафаил", которое затонуло в 1724 году. Metro провело день с водолазами и узнало у них, как проходят раскопки и что в их работе самое сложное.

Торговый корабль Петровской эпохи был раздавлен льдами в ноябре 1724 года. Весь экипаж спасся, но ценный товар (кожа, зерно и сало) ушёл под воду. В течение трёх недель после крушения местные крепостные смогли поднять лишь малую часть груза – 350 тюков.

Оставшиеся на дне ценности начали исследовать лишь в 2014 году - с тех пор каждое лето подводные археологи раскапывают останки одного их наиболее ценных подводных памятников Балтики. Они прекрасно сохранились, потому что их занесло илом и песком, под этим “защитным слоем” – темно и холодно. По словам исследователей, место, где затонул "Архангел Рафаил" - идеально для раскопок, ведь ближайшие острова защищают от волн и ветра.

До места, где находятся останки, надо плыть около часа от причала в Приморске. "Дорога" туда совсем неоживлённая – кажется, мы были единственным кораблём в том районе.

Последние находки

В этом году экспедиция проходит с 7 июля по 15 августа. Ежедневно команда исследователей, состоящая из трёх водолазов и двух волонтёров, проводит в открытом заливе по 6 часов. На борту тепло, ветер почти не дует, но температура воды – около 13 градусов. Водолазов спасает экипировка, состоящая из трёх слоёв одежды и герметичного костюма. На переодевание у них уходит полчаса.

Те же, у кого нет униформы, всё равно окунулись в гущу событий: процесс подводных работ транслировал робот. Правда, в мутной воде было сложно разглядеть, что именно тебе показывают.

Через час после начала "заплыва" водолазы поднялись обратно на борт. Они были испачканы в дёгте, но явно довольны своей работой: в руках у них было несколько коробок с находками.

–      На раскопку артефакта может уйти до недели, – рассказал Metro археолог Роман Прохоров. – Но вот сегодня нам повезло – и мы достали обломки бочек и бочонок, одеяло, костяной гребень в кожаном чехле.

Музейные экспонаты

За весь период поисков водолазы подняли порядка 70 вещей: товары, корабельное и личное имущество. Часть из них можно увидеть в Музее истории Кронштадта и Эрмитаже.

 – Найти артефакт легко, самое сложное – не повредить его, – объяснил Роман Прохоров. – Найденные вещи хранят в воде, затем расчищают, реставрируют и консервируют. Предложений от частных коллекционеров не было, но мы бы им и не отдали. Мы занимаемся археологией, а не торгуем историческим наследием.

Впереди у археологов ещё 2–3 года раскопок на "Архангеле Рафаиле", следом они начнут изучать шведский корабль, который затонул в этом районе в 1790 году. Вообще на дне залива лежат сотни кораблей, достойных внимания археологов.

- Подводных археологов в городе совсем немного, хотя желающих этим заниматься достаточно, - отметил Прохоров. – Часто мы работаем династиями – мой сын обучился водолазному делу, а я показал ему методику раскопок.

Водолазный ЗОЖ

Медицинское сопровождение включает в себя контроль за оборудованием, снаряжением и водолазами. До спуска доктор измеряет исследователям давление, и качество воздуха в баллонах, а и сразу после выныривания с помощью ультразвука проверяет, нет ли пузырьков азота в легочной артерии.

-       За два часа до спуска водолазам нельзя есть бобовые и овощи – это, наверно, самое специфичное требование, - рассказал спецфизиолог Виктор Булгаков. Еще им нельзя заниматься боксом, потому что они могут сломать нос или получить сотрясение мозга, и на этом их карьера закончится.

Также водолазы должны спать не менее 8 часов в сутки, съедать 6 тысяч калорий и отказаться от алкоголя на время экспедиции. Что удивительно, курить, в том числе сразу до и после погружения, им не воспрещено.

Умные помощники

В работе археологи используют современные технологии вроде робота ГНОМ, разработанном в "Сколково". Аппарат с видеокамерой весом в 1,5 кг в состоянии поднять груз весом до 200 гр, но преимущественно его используют для визуальных исследований. Обычно водолазы держат его в руках, хотя он может и передвигаться самостоятельно, но в водах залива сильное течение, поэтому его относит. Точно такие же машины используют в работе военные и МЧС.