На киностудии "Ленфильм" прошел первый показ документального двухсерийного фильма "Петербургские театры". Автор проекта Алексей Герман-младший, сценарист Жанна Зарецкая и режиссер Ирина Волкова рассказали о 28 больших и маленьких театрах Северной столицы.

Героями первой серии стали БДТ и МДТ, Александринский и Мариинский театры, театр имени В. Ф. Комиссаржевской, "Мастерская" и "Приют комедианта" и другие. Вторая серия рассказывает о 16 независимых театрах, среди них "Кукольный формат" и "Особняк", АХЕ и "Цехъ", "Плохой театр" и "Театр ненормативной пластики".

Мы знаем БДТ, МДТ, Мариинский. Но также наш город состоит из театров, которые мы не знаем или почти не знаем, - рассказал о своем проекте Алексей Герман-младший. - И я подумал, что надо попробовать снять фильм-путешествие и посмотреть на жизнь театрального Петербурга в разных измерениях.

Авторы надеются, что в обозримом будущем этот фильм можно будет посмотреть на крупнейшей онлайн-платформе - одной из основных в стране. Сейчас с ней ведутся переговоры.
Проект снимался до начала пандемии, когда все театры работали в обычном режиме: показывали свои спектакли, ставили новые и ездили на гастроли. К счастью, практически все герои фильма пережили эти трудные времена, никто не закрылся.
До ковида я абсолютно иначе думал о своей жизни, - продолжает Алексей. - В планах было уже давно закончить снимать полнометражный художественный фильм. Сейчас многое изменилось. Но я уверен, что независимые театры имеют право на поддержку - городскую или федеральную - наравне со всеми. Мы знаем, что есть большие государственные театры с богатой историей, в которые ходить невозможно, не буду их называть. А есть маленькие, которые делают энтузиасты. Они интересны, и сейчас им очень нужна помощь.

По словам автора, смысл проекта состоит в том, чтобы открыть Петербург с незнакомой стороны: большинство не знает про небольшие независимые театры и огромное количество людей никогда не было в БДТ, МДТ, Мариинке и Александринке, особенно если это жители других городов.

- Я учился на театроведческом факультете и не могу быть увлеченным театралом, - говорит Алексей Герман-младший. - Очень по-разному отношусь к современному театру и плохо его знаю. Постоянно появляется что-то новое, а я не успеваю посмотреть. Именно поэтому появился этот фильм, он, в том числе, для таких людей, как я, которые ничего не успевают. Поэтому для меня открытий в этом фильме много. И пока сценарист и режиссер обсуждали съемочный процесс, я взял на себя роль переговорщика. Не у всех было желание нас пускать. Я писал трогательные письма художественным руководителям. Один из выдающихся режиссеров совсем не хотел участвовать. У нас с ним была долгая переписка. В результате я написал: "Для Петербурга ваш театр не мене важен, чем Вестминстерское аббатство для Англии." К сожалению, когда люди слышат, что проект о театрах, они представляют унылое, серое, ватное зрелище.Но мы старались. И надеемся, что после просмотра этого фильма многое изменится. Считаю, что нашу работу нужно смотреть и петербуржцам, и тем, кто собирается или пока мечтает посетить Петербург. Чем шире выйдет фильм, тем больше людей не станут покупать билеты на что-то непонятное. И если даже несколько процентов наших зрителей поймут куда и зачем они идут, можно считать проект победой.