Москва 1920-х – постреволюционный город, в который пару лет назад перенесли столицу из Петрограда. Он стремительно разрастается, население увеличивается в два раза, строится новое жильё, общежития, фабрики, в трамваях не протолкнуться.

– Это шумный и очень вонючий город. Воспользоваться баней, основной гигиенической процедурой того времени, могли далеко не все, – рассказывает Дарья Донина, куратор выставки. – Расцветали эпидемии сыпного тифа и туберкулёза. Запах стоял соответствующий – затхлый воздух, пот, гниль, сырость, гарь, керосин. Воняло махоркой, стоптанными сапогами, самогоном, табаком, колбасой и кисленьким хлебом. Встречались, конечно, и запахи приятные, например сирени. Из этого пекла революции, какофонии звуков и запахов появляются первые московские духи.

Тактильная инсталляция, на которой можно "пощупать", чем пахла Москва 1920-х.

Тактильная инсталляция, на которой можно "пощупать", чем пахла Москва 1920-х.

Маша Ильина / Газета Metro

Фото:

И представьте, что в этот город, с гусём под мышкой, приезжает из деревни наша лирическая героиня, юная девушка. Назовём её Параня, так же как в фильме "Дом на Трубной" Бориса Барнета. Растерянная, она не понимает, куда ей деваться и как найти, где живёт дальний родственник, про которого рассказывала матушка. 

– Таких девушек писатели Валентин Катаев и Юрий Олеша называли "первым днём творения", – говорит Дарья. – И вот наша героиня оказывается на Шаболовке, где возводятся первые фабрики, а к ним и общежития. Здесь же располагается фабрика "Новая заря", в дореволюционное время – гигантская и богатая мануфактура Генриха Брокара, ныне национализированная, и называвшаяся первые пять лет после революции Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5. Параня устраивается туда на работу, например упаковщицей. Надо понимать, что 20-е – это время женской эмансипации: можно участвовать в общественной жизни, но по факту с женщин никаких домашних забот не сняли: мужчины уделяли домашним хлопотам около двух часов в день, а женщины – 6. 

На выставке можно увидеть и иллюстрации – картины и предеты быта – к жизни в старой Москве.

На выставке можно увидеть и иллюстрации – картины и предеты быта – к жизни в старой Москве.

Василий Кузьмичёнок, агентство "Москва"

Фото:

Параня идёт с фабрики утомлённая домой и мечтает стать такой же, как Дуня Уварова, начинающая свой карьерный путь здесь. Была уборщицей, но революционные события вынесли её на вершину – и Дуня фабрику возглавила. 

– В брошюре к столетию фабрики "Новая заря" появляется легенда, что якобы Дуня Уварова, собрав сотрудников, – а здания передавали Госзнаку, – ходила на ковёр к Ленину и Калинину и просила их не выселять, – рассказывает куратор. – Дуня продержалась во главе фабрики около года, но тем не менее роль её умалить невозможно, ведь она, зная секретики Брокара, чья мануфактура обслуживала императорский двор, стояла у истоков восстановления парфюмерной индустрии в Москве. А у Брокара в начале 1900-х работал Август Мишель, наш будущий создатель "Красной Москвы". Он только недавно приехал из Франции попытать своё счастье. Ещё работал и у другого француза, Альфонса Ралле, основателя парфюмерного предприятия имени себя. И там, в цехах на Вятской улице пересекался с создателем Chanel № 5 Эрнестом Бо. Получается, что творцы двух культовых ароматов, капиталистической и социалистической женщины, работали вместе в Москве.

У Брокара Мишель придумывает "Букет императрицы". Есть миф, что "Красная Москва" – тот же аромат, только этикетку переклеили. Отчасти это правда, потому что первое время "Новая заря" работала на сырье, купленном до революции. Но в 1921 году фабрика становится частью огромного треста "Жиркость", в простонародье – ТЭЖЭ. Туда входят несколько заводов, в том числе и бывшая мануфактура Альфонса Ралле, известная как фабрика "Свобода". 

В ТЭЖЭ выпускали парфюм и для женщин, и для мужчин.

В ТЭЖЭ выпускали парфюм и для женщин, и для мужчин.

Василий Кузьмичёнок, агентство "Москва"

Фото:

– Вокруг фабрик ТЭЖЭ запах стоял малоприятный, ведь мыло, бытовую химию здесь делали из говяжьих и бараньих костей, конского жира и пальмового масла, – объясняет Дарья. – И тем не менее именно здесь – доподлинно неизвестно когда, официально указывают 1925 год, но документов таких нет, – рождается самый известный советский парфюм "Красная Москва". И случается это благодаря чуду – просто Август Мишель, в отличие от своего коллеги Эрнеста Бо, сумевшего вернуться во Францию и познакомиться там с великим князем Дмитрием Павловичем, который свёл его с Коко Шанель, покинуть страну не смог, потому что паспорт потерял. Так он остался в Москве вплоть до Второй мировой войны и стал главным парфюмером, который обслуживал весь ТЭЖЭ. 

Дизайн упаковки "Красной Москвы" оказался вне времени. Его создал штатный иллюстратор фабрики "Новая заря" Андрей Евсеев.

Дизайн упаковки "Красной Москвы" оказался вне времени. Его создал штатный иллюстратор фабрики "Новая заря" Андрей Евсеев.

Василий Кузьмичёнок, агентство "Москва"

Фото:

А мы вернёмся к нашей Паране. Теперь она восхищалась другой яркой и деятельной женщиной, стоявшей у истоков развития химической парфюмерии Лидией Брюсовой, младшей сестры поэта Валерия Брюсова. С 1927 года Лидия возглавляла научно-исследовательскую лабораторию экспериментального завода ТЭЖЭ, где синтезировались запахи для отдушек мыловаренного и парфюмерного производства.

Помимо "Красной Москвы" здесь можно услышать аромат духов "Кремль", которые также выпускала фабрика "Новая заря".

Помимо "Красной Москвы" здесь можно услышать аромат духов "Кремль", которые также выпускала фабрика "Новая заря".

Предоставлено пресс-службой центра "Зотов"

Фото:

– Брюсовой принадлежит разработка ключевых синтетических компонентов, которые фигурируют в легендарном парфюме, – объясняет Дарья. – Например, вещество эвгенол, отдушки из гвоздики. В XIX веке были популярны цветочные моноароматы. В середине века случается революция в мире органической химии, и парфюмеры начинают создавать абстрактные композиции – фантазийные душистые вещества, которых в природе нет. Один из первых ароматов – культовый "Королевский папоротник" (Fougère Royale) Поля Парке. В 1905 году появляются духи "Ореган" (L'Origan) Франсуа Коти, пряный восточно-цветочный аромат. Его наследницей становится "Красная Москва", в составе которой в том числе и синтезированный из бобов тонка альдегид С-12. 

В 1930-х ТЭЖЭ возглавила Полина Жемчужина, или Перл Соломоновна Карповская, ещё одна культовая личность для нашей Парани, которая хоть и продвинулась по службе в "Новой заре", став одной из руководительниц цеха по производству парфюмерного мыла, но о такой карьере, как у супруги государственного деятеля Вячеслава Молотова, могла только мечтать. Полина Жемчужина, женщина сильная, деятельная, привозила из Европы и США лучшие практики мыловаренного производства. Любила роскошь, меха, жемчуга и Chanel № 5. В мемуарах Киры Аллилуевой сохранилась забавная сценка, как к Полине подошёл Сталин и сказал: "Полина Семёновна, как от вас дивно пахнет!" "Так это же мы такие шикарные духи выпускаем!" – ответила она. В разговор вмешалась мать Аллилуевой: "Полина Семёновна, но это же Chanel № 5". И стало немного неловко. 

На другом конце трубки старого телефона вам расскажут о Полине Жемчужине её коллеги.

На другом конце трубки старого телефона вам расскажут о Полине Жемчужине её коллеги.

Василий Кузьмичёнок, агентство "Москва"

Фото:

– Думаю, наша Параня, как девушка всё по-прежнему искренняя, мечтала о таких нежных отношениях, какие были у Полины с Молотовым. Честно, я густо краснела, читая их переписку: он хотел "зацеловать её всю целиком", а она называла его "дедусиком". Мы поверим, что наша девушка из деревни, которая сделала неплохую карьеру в Москве на фабрике "Новая заря", такие отношения встретила.