Сегодня отмечается 250-летие зодчего Карла России, благодаря которому в Петербурге появились Михайловский дворец, Александринский театр, здание Главного штаба и многое другое. В Музее истории города открылась выставка, рассказывающая о творчестве знаменитого архитектора (6+). 18 и 29 декабря вход в экспозицию будет свободный.
Инженерный замок
Михайловский (Инженерный) замок, резиденция императора Павла I, возведён на рубеже XVIII–XIX веков.
– Архитектором замка считается Винченцо Бренна, – рассказывает куратор выставки Татьяна Ларина. – Карл Росси был его учеником и в том числе участвовал в проектировании резиденции. Отчётные чертежи, которые представлены на выставке, были сделаны рукой 25-летнего Карла.
После кончины Павла I Бренна покинул Россию, вместе с ним уехал Росси. Он вернулся через несколько лет, чтобы изменить облик столицы Российской империи.
Инженерный замок
музей истории Санкт-Петербурга
Фото:
Инженерный замок
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Александринский театр
В 1832 году Александринский театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту. Это один из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, здание выполнено в стиле ампир.
– В 20-х годах XIX века Карл Иванович проектирует весь ансамбль Театральной площади, – продолжает Татьяна Ларина. – И центром этого ансамбля становится Александринский театр. Грандиозное здание связывает оси нескольких улиц и подчиняет себе пространство всей площади. Для своего времени Росси использовал современный и функциональный подход к проектированию зданий. Для распределения потоков зрителей входы в театр расположены вдоль всего первого этажа. Внутри зрительного зала для улучшения восприятия ярусы имеют значительный уклон к сцене. В здании было спроектировано отопление, вентиляционная система, современные механизмы оборудования сцены. Внутреннее убранство Карл Росси также разрабатывал сам. Декор зала он хотел выполнить из меди, а ложи, галереи и лестницы по бокам собирался отделать чугуном. Но эту задумку не удалось воплотить в жизнь.
Новаторской для своего времени стала металлическая конструкция перекрытий зрительного зала. Этот проект вызывал критику, но Росси удалось доказать, что конструкция прочная и надёжная.
Александринский театр
музей истории Санкт-Петербурга
Фото:
Александринский театр
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Арка Главного штаба
В 1823 году было построено здание Главного штаба, в течение следующих нескольких лет – здания министерств финансов и иностранных дел.
Композиционным центром ансамбля стала триумфальная арка между корпусами здания.
– По сути эта арка представляет из себя систему из трёх арок, изгибающихся вслед Большой Морской улице и выводящей её к Зимнему дворцу, – комментирует куратор. – Сначала планировалось украсить арку гербом Российской империи с двумя женскими фигурами. Во время правления Николая I утвердили новый проект: арка венчалась фигурой богини Славы на колеснице, запряжённой шестёркой лошадей.
Арка Главного штаба
музей истории Санкт-Петербурга
Фото:
Арка Главного штаба
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Улица Зодчего Росси
В 1816 году Александр I поручил председателю Комитета строений и гидравлических работ Августину Бетанкуру реконструировать усадьбу Аничкова дворца. К проектированию в том числе привлекли Карла Росси.
Современный ансамбль улицы Зодчего Росси формировался по проекту Карла Ивановича в 1828–1834 годах (за что улица и получила своё современное название в 1923 году, ранее это была Театральная). Это самая симметричная улица Петербурга: её оформляют всего два здания, которые являются зеркальным отражением друг друга.
Вскоре после строительства улицы в дом №2 въехало Санкт-Петербургское императорское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой).
Улица Зодчего Росси
музей истории Санкт-Петербурга
Фото:
Улица Зодчего Росси
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Великий градостроитель
Карл Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе, умер в возрасте 73 лет в Петербурге. По проектам зодчего были построены Елагин дворец с павильонами и оранжереями, Михайловский дворец, здание Сената и Синода и многое другое.
"Росси параллельно работал над несколькими масштабными проектами, – комментирует куратор выставки. – Он строил не просто здания, а продумывал ансамбли, соединял улицы. Благодаря Росси Санкт-Петербург стал выглядеть как столица Российской империи".
Карл Росси был дважды женат, в двух браках родились 10 детей.
