Режиссёр: Ксения Никитина
В ролях: Иван Решетняк, Леонид Таранов, Михаил Каргапольцев, Анастасия Чеха, Анна Данилова
Продолжительность: 1 час 10 минут
О чём спектакль
Главный герой, молодой врач-анестезиолог, отправляется в Антарктиду, чтобы исполнить свою детскую мечту стать героем, подобным легендарным полярникам вроде Папанина. Однако, оказавшись в суровых условиях на научной станции, он быстро понимает, что жизнь здесь далека от романтики подвигов.
Вместо великих свершений его ждут будни, пропитанные скукой, алкоголем, разочарованием и бесконечными диалогами с пингвинами да поморниками. Окружённый равнодушием и абсурдом, полярник пытается найти своё место среди людей, которые давно забыли о высоких идеалах. В один из вечеров, после пьяной ссоры, ему разбивают голову, но он, не теряя самообладания, сам себя зашивает и пытается добиться справедливости, несмотря на давление со стороны коллег и начальства.
Театр "Цехъ", Предоставлено организаторами
Фото:
В чём особенность постановки
Есть профессии, которые, несмотря на прошедшие десятилетия, остаются в плену стереотипов. Романтикой овеяны полёты в космос, долгие годы дежурств на маяке и, разумеется, зимовки на полярных станциях, отрезанных от Большой земли. Не верится, что "розовый" флёр до сих пор властвует над нами, но верить хочется.
У режиссёра и автора пьесы Ксении Никитиной такой предустановки нет. Не будет её и у зрителя, ведь аннотация чрезмерно полно раскрывает суть "игры". Даже про удар по голове, который станет высшей точкой развития короткого спектакля в театре "Цехъ", нам рассказано заранее.
В постановке герой – вовсе не дурачок, представляющий себе рай среди вечной мерзлоты. Он вполне обычный, просто каким-то образом не испорченный рутиной и буднями человек, способный на "движения души" и поступки. На его месте большинство коллег смирились бы с неизбежным, простили обидчиков и стали бы винтиком в механизме полярной станции. Но ему хватает смелости (и наглости в глазах окружающих), чтобы устроить бунт. Бунт даже не против конкретного поступка – того самого случайного насилия, после которого ему приходится зашивать себе голову. Это протест против равнодушия и реальности, которую мы принимаем, чтобы было проще. Смириться значит оставить всё как есть.
Театр "Цехъ", Предоставлено организаторами
Фото:
Сценография у спектакля "Пингвин, поморник и полярник" лаконичная, даже несколько игрушечная, напоминающая детскую комнату в торговом центре, где есть подушки, ростовые куклы, деревянные игрушки. Антураж здесь не менее важен, чем непосредственные участники действия, а все объекты по максимуму используются для передачи сюжета в минималистичном ключе.
Следующий уровень постановки – влоги, которые записывает главный герой для родных, как некий образ связи с внешним миром и попытка передать эмоции и чувства. Изображение на большой экран транслируется с камеры, которую держит единственная актриса на сцене.
Наконец последний по списку, но не по значению пласт повествования – песни, исполненные самими актёрами. Они и передают смысловую нагрузку, и иронично отсылают к группе Metallica, которая некогда дала концерт в Антарктиде. Основная мелодия – видоизменённый мотив из знаменитой баллады Nothing Else Matters, написанной Джеймсом Хэтфилдом, лидером коллектива, когда он особенно скучал по дому. So close, no matter how far… ("Так близки, неважно, насколько мы далеко…")
Театр "Цехъ", Предоставлено организаторами
Фото:
Впечатления обычного зрителя
Несмотря на прозрачные смыслы и очевидные решения, "Пингвин, поморник и полярник" – постановка лёгкая, ироничная, не трагическая, а трагикомичная, наполненная добрым юмором и курьёзными ситуациями. Подобную историю можно было рассказать по-разному, с надрывом и мрачным финалом. Но Ксения Никитина выбрала противоположный вариант.
Спектакль в некотором смысле не чёткий путь от предыстории до финала, а ряд зарисовок, в которых очевидны отличная игра актёров, появление одних и тех же исполнителей в разных образах и амплуа, филигранное использование "скудного" реквизита, а также противопоставление людей и среды, полярников и животных – поморников и пингвинов, единственных спутников на ледяной земле.
Единственное неловкое ощущение – отсутствие более чётко выраженного финала. Действие, и так достаточно обрывочное и образное, на самом финише просто растворяется в последней песне. Подытоживающей сцены субъективно здесь не хватило. Но в остальном это хороший образец не затянутой, лаконичной, наполненной смыслами и, что самое главное, простой постмодернистской пьесы для тех, кто не считает себя завзятым театралом.
Театр "Цехъ", Предоставлено организаторами
Фото:
