Режиссёр и автор инсценировки: Глеб Черепанов
Художник-постановщик: Михаил Гербер
В ролях: Дмитрий Бутеев / Дмитрий Честнов, Светлана Грунина, Анастасия Светлова, Юрий Смекалов / Денис Климук, Кирилл Гордеев / Марк Кондратьев, Игорь Ключников / Антон Шеломенцев
Продолжительность: 2 часа (с антрактом)
О чём спектакль
Мифологический сюжет “Орестеи” режиссёр Глеб Черепанов переносит в будущее после глобальной катастрофы, сужая историю до единственной семьи, оставшейся на планете Земля. Мир “обнулился”, и у героев есть шанс начать всё заново, с чистого листа. Но как они им воспользуются? Орест, сын царя Агамемнона, убитого собственной женой и её любовником, оказывается перед сложным нравственным выбором: мстить или не мстить за убийство отца. В поисках ответа на этот вопрос создатели спектакля соединяют фрагменты из древнегреческой трагедии Эсхила с отрывками из пьесы Жан-Поля Сартра “Мухи” и создают свою версию “Орестеи”, созвучную сегодняшнему дню.
Святослав Тарасенко, "Metro"
Фото:
В чём особенность постановки
Есть древнегреческая комедия. Есть древнегреческая трагедия. А есть, видимо, древнегреческий фарс. Режиссёр Глеб Черепанов в преддверии премьеры охотно рассказывал о желании замахнуться на “Вильяма нашего Шекспира” (с) “Берегись автомобиля”). Мол, классик предпочитал соединять комическое и трагическое в единое целое, чем мы хуже?! Вот и в Театре на Садовой, по словам авторов, получилась “весёлая трагедия” про важность выбора. Основные лейтмотивы взяты у Эсхила, из его “Орестеи”, но перемещены во времени. Тут далёкое будущее после глобальной катастрофы, последняя семья, живущая в бункере, огромный танцующий таракан (явно переиграли в Fallout) и элементы современного балета.
Святослав Тарасенко, "Metro"
Фото:
Сверху всё густо и аккуратно посыпано Сартром и его “Мухами” (мифологический сюжет в пьесе француза тот же, что у Эсхила). То есть в постановке сделана попытка миксовать аллегорические и экзистенциальные смыслы: от мотивов мести и свободы до абсурдности существования и угрызений совести, которые в конечном итоге губят человека.
Впечатления обычного зрителя
Стоит ли говорить, что вместо “весёлой трагедии” у Черепанова получилась весёлая комедия, уж извините. Точнее, тот самый фарс, который местами, выражаясь современным языком, аккуратно граничит с кринжем, не переходя окончательно на ту сторону. Это неплохо по умолчанию, просто медицинский факт. Режиссёр в анонсе спектакля говорит, что юмор “не отменяет всей остроты конфликта”, но либо это теоретизирование в преддверии премьеры, на тот момент без обратной связи от зала, либо лёгкая игра со зрителем в обманку. Мол, вы ждёте настоящей кровавой драмы в древнегреческом антураже плюс с мрачной эстетикой Сартра, а мы вас удивим. Да ещё как!
Святослав Тарасенко, "Metro"
Фото:
Поначалу, пока герои продвигаются вглубь бункера, ты ещё не понимаешь, чего ожидать от постановки, хотя всё уже выглядит слишком сюрреалистично. Ещё какое-то время персонажи пытаются убедить присутствующих в том, что драма тут действительно есть, но через пару десятков минут всё окончательно сваливается в гротеск и дальше уже не отпускает. Этому способствуют декорации, грим, мимика актёров и общая подача, а также песни из репертуара 90-х, включая Таню Буланову. Когда на сцене ритмично под танцевальные вещи отплясывает двухметровый таракан, просто невозможно сохранить самообладание и думать о высоком, заложенном в творчестве Эсхила и Сартра. Всё на финишной прямой подытоживает спектакль в спектакле, метаирония в формате (спойлер!) звонка от режиссёра актёрам, которые почти закончили свои дела на сцене.
Святослав Тарасенко, "Metro"
Фото:
Среди исполнителей очевидно доминирует Анастасия Светлова (Клетемнестра), которая словно проводит мастер-класс по техникам игры и формам самовыражения: от лёгкой истерики до пафосной вычурности мюзикла. Все остальные, актёры и танцоры, словно кардебалет, планетами крутятся вокруг солнца.
В итоге “Орестея” выходит забавным экспериментом, в котором древнегреческая трагедия соединена то с комедией, то с театральным капустником. И нет ничего страшного в том, что изначальная задумка могла сильно эволюционировать в процессе. Такую “Орестею” мы заслужили!
