12+
По мотивам романа Мигеля де Сервантеса Сааведра
Режиссёр: Анна Викторова
Художник по костюмам: Наталия Корнилова
Художник по свету: Сергей Гончаренко
Актёры: Ангелина Чеботаева, Виктория Лавренова / Наталья Яркина, Михаил Дмитриев / Алексей Полищук, Александр Янц
Продолжительность: 1 час

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

О чём спектакль

Пересказать содержание спектакля практически невозможно. Авторы, опираясь на роман Сервантеса, сделали театральную историю из множества этюдов. В одной из них отважный рыцарь ведёт борьбу с ветряными мельницами, в другой – сражается с разбойниками, в третьей – вспоминает о прекрасной даме, страдает, думает, спит и прощается с жизнью.

В постановке "Кукольного формата" нет верного оруженосца главного героя Санчо Пансы, о даме сердца (прекрасной Дульсинее) Дон Кихот только вспоминает и вздыхает. Но есть верный конь Росинант и несколько Дон Кихотов. 

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Спектакль кукольного театра начинается не с кукол. В начале действия на первый план выходят актёры. Больной Дон Кихот сидит в старом кресле, перечитывает  роман Сервантеса и вспоминает свою жизнь. Строгие сёстры милосердия в средневековых нарядах подносят ему микстуры, главный герой их покорно принимает, но как только сиделки отворачиваются, у него начинается совсем другая жизнь: с подвигами, сражениями и лирическими воспоминаниями…

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В чём особенности спектакля

В этой истории почти нет слов. Тем не менее у зрителя возникает ощущение, что герои спектакля со сцены рассказывают свою историю.

В какой-то момент актёры, играющего Дон Кихота, заменяют куклы. В этой постановке вообще люди и куклы – равноправные партнёры. 

Спектакль многослоен. Здесь важно всё: актёрская игра, удивительные куклы, театр теней. Например, сцена, где Дон Кихот сражается с ветряными мельницами, сделана в технике теневого театра: на несколько минут зрители погружаются в атмосферу Испании позднего Средневековья. 

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

В какой-то момент кажется, что Дон Кихот может жить и в наше время.

В финале спектакля кукольный герой неожиданно начинает диалог со зрителем. Он спрашивает сидящих в зале, а что они знают о нём? Кто-то рассказывает о Санчо Пансе, о его любви к рыцарским романам и странствиям. И, как правило, этим наши знания о странствующем рыцаре ограничиваются.

 

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Впечатления обычного зрителя

Большинство спектаклей "Кукольный формат" рассчитаны на детей. "Дон Кихот" стал исключением, его поставили для взрослых. Поэтому не стоит брать с собой малышей и детей младшего школьного возраста. Им будет эта история непонятна, к тому же в сценах драк много громких звуков и резких световых эффектов, которые могут испугать совсем маленьких зрителей.

Для взрослых это очень красивая поэтическая история о человеке, который постоянно находится в поиске, театральная баллада о свободе и силе духа. Если художнику запретить рисовать, композитору сочинять музыку, то они перестанут существовать. Дон Кихот в этом спектакле большой мечтатель. И он не перестает мечтать и воплощать свои мечты в жизнь. Его бьют, над ним смеются, но он всё равно встаёт и идёт дальше. Странствующий рыцарь иногда грустит, но совсем недолго. Затем он снова надевает свою нелепую шляпу, садится на худого коня и идёт вперёд. И, наверное, нам стоит взять с него пример.

По словам авторов, этот спектакль постоянно меняется, какие-то эпизоды убирают, что-то новое появляется. Потому что Дон Кихот – фигура загадочная и многогранная. Создатели этой театральной истории постоянно размышляют, кто их герой: мудрец или безумец, наивный идеалист или хитроумный идальго. Этот вопрос, как мне кажется, остаётся открытым. И каждый зритель в новом спектакле театра "Кукольный формат" по-своему отвечает на него, потому что Дон Кихот у каждого свой, и в каждом из нас есть что-то от странствующего рыцаря.