На протяжении всех 872 дней осады эти стены были для художников Ленинградского союза советских художников (ЛССХ) одновременно мастерской, казармой и фронтом.
Именно здесь, на хорах (сегодня – балконе) Большого зала, в промёрзших помещениях, художники, жившие на казарменном положении, создавали легендарные плакаты "Боевого карандаша". Эти стены помнят и грохот разрывов, который 1 декабря 1943 года, унес жизни трёх художников. А всего через несколько недель здесь прозвучал ликующий голос председателя ЛССХ Владимира Серова, объявившего по внутренней радиосети о прорыве блокады!
Несмотря на голод и холод, творческая жизнь в здании не замирала. Уже 2 января 1942 года в Малом зале открылась первая блокадная выставка. Впоследствии здесь были представлены экспозиции "Ленинградские художники в дни войны", "Партизанское движение в Ленинградской области" и Выставка плаката.
Современная выставка – это своеобразный мост между героическим свидетельством прошлого и его художественным осмыслением сегодня.
Одно из центральных мест в экспозиции займет мемориальная инсталляция искусствоведа Владимира Васильева "Боевой Муратов".
Её составляют подлинные произведения военных лет: акварели с видами осаждённого Ленинграда, жанровые уличные зарисовки, сцены эвакуации жителей, пленённые захватчики – целая сюита, составленная из произведений, созданных советским художником – графиком Николаем Евгеньевичем Муратовым (1908 – 1992) одним из создателей знаменитого "Боевого карандаша", творческого союза художников-плакатистов времён Великой Отечественной войны.
Муратов был прогрессивным человеком своего времени, курил трубку, элегантно одевался, любил Родину, верил, что искусство сильнее смерти.
В годы Битвы за Ленинград он был добровольцем МПВО, нёс дежурство на крыше нашего Союза художников. Возможно, благодаря ему в одну из 872 блокадный ночей наш Большой зал не был сожжён вражеской бомбой.
Бо́льшая часть представленных на выставке произведений создана художником в осаждённом Ленинграде.
Каково это было – работать под артобстрелом, в перерывах между очередями за хлебом? В осмотре этих произведений сегодня есть нечто большее, чем узнавание улиц любимого города, его крыш и даже силуэта Александрийского столпа с Ангелом.
В период блокады Ленинграда колонна с Ангелом оставалась на своём месте. Монумент был укрыт лишь частично. Несмотря на регулярные обстрелы и бомбардировки, попирающий змея Ангел получил лишь одно "ранение" в крыло.
Показанные на Выставке произведения Н.Е. Муратова были специально приобретены для публичных экспозиций при финансовой поддержке магазина "Art-Book в Академии художеств", часть из них после Выставки будет передана в Центральный государственный архив литературы и искусства.
