Metro побывало на открытии.

150 лет, 4 поколения, 24 автора и 7 разделов

Выставка впервые соберёт вместе произведения четырёх поколений живописцев, графиков и скульпторов, так или иначе причастных к Северной столице. Экспозиция состоит из семи тематических разделов.

"Когда у вас 24 художника, которые работали на протяжении последних 150 лет, и это разные техники, разные стили, разные видения, эпохи и так далее, то всё это соединить довольно трудно. Поэтому здесь нет никакого хронологического принципа, но есть некоторые концептуальные блоки. В основе выставки лежат две очень простые мысли. Первая – про еврейское искусство. Под этим я понимаю художественное высказывание на тему еврейской памяти, культуры и искусства. Происхождение художников нас волнует существенно меньше. И второй момент: мы хотим, чтобы эти люди были связаны с Петербургом, Петроградом, Ленинградом и опять Петербургом. Кто-то здесь учился, кто-то здесь какое-то время работал, кто-то провёл здесь большую часть жизни или, может быть, всю жизнь. Шагал, прямо скажем, не очень петербургский художник, но всё-таки он здесь учился", – говорит куратор выставки Валерий Дымшиц.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Местечко – это про жизнь

Первый этаж стал пространством под названием "Местечко" – это больше про быт и деревню в нашем понимании.

"Слово "местечко" (буквально "городок") вошло в русский язык после разделов Польши и означало особый тип городского поселения, жители которого платили особый поземельный налог землевладельцу, как правило, польскому магнату. Местечки возникли на рубеже XVI–ХVII веков. С самого начала значительную часть населения составляли евреи-торговцы, ремесленники, арендаторы. B середине ХIХ века во многих, особенно небольших, местечках евреи составляли 80–90% населения. В еврейской литературе местечко заняло место того культурного мифа, которое в русской литературе занимает деревня. Это место, отрезанное от соблазнов цивилизации, одновременно смешное и трогательное. Это автономный мир, населённый только евреями (что, впрочем, никогда в полной мере не соответствовало действительности).  Чем больше евреев переезжало в большие города, тем больше местечко превращалось из объекта насмешки в объект ностальгии", – говорится в описании экспозиции.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Оформлено помещение соответствующе, стены галереи окрашены в деревенском стиле. Многие художники, представленные на выставке, выросли не в местечке, а в городе – уездном или губернском. В них кроме центра были бедные еврейские окраины, напоминавшие настоящие местечки. Первый этаж позволит увидеть, как их изображали художники и каким они видели ставший для них родным Ленинград. 

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Райский сад – это кладбище

Второй этаж посвящён божественной тематике: несколько залов, где есть синагога и дом молитвы, а лестница и балкон стали райским сад.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

"Райский сад – это кладбище. Существовала яркая традиция разных надгробий. Эти  орнаменты многие художники обыгрывали в своём творчестве", – поделился куратор выставки Валерий Дымшиц.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Кроме надгробий (вернее, их изображений) на этом же этаже можно увидеть довольно занятную литографию Анатолия Каплана. На ней изображены зверюшки, в ногах у которых надпись "Пришла кошечка и съела козочку". Оказывается, это рисунок по мотивам еврейской народной сказки и детской песни "Хад Гадья". Несмотря на, казалось бы, шуточную форму её исполнения, это сакральный текст, в нём прославляется власть Всевышнего над судьбами всех и каждого: от быка до палки, которой побили собаку, которая съела кота.

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото: