Волонтёр благотворительного фонда "Семья вместе", детский педагог-психолог Дарья Дугенцова рассказала Metro, как помочь своим детям адаптироваться и вернуться к учёбе после длительного перерыва.

"Во время отдыха на каникулах ребёнок выпадает из привычного графика. Такая же смена ритма происходит и во время болезни, и может влиять на него сразу в нескольких сферах. В первую очередь речь идёт об учёбе: в первые дни у детей снижается концентрация внимания. Вторая сфера – эмоциональная, особенно если школьник только недавно выздоровел, так как после болезни многие чувствуют себя уязвимыми, тревожатся, менее уверены в себе. Третье, что не менее важно, – меняются отношения ученика с одноклассниками. Пропущенные дни и недели означают потерю контакта. У некоторых детей возникает чувство изоляции – ощущение белой вороны", – говорит эксперт.

Одни дети, выходя в школу после перерыва, быстро адаптируются. Другие – медленно, и тогда они нуждаются в дополнительной поддержке. Психолог советует родителям обратить внимание, если у ребёнка следующие признаки:

  • Резко снижается успеваемость или пропала мотивация учиться в принципе.
  • Появились жалобы на усталость, головную боль, боль в животе перед школой. Это часто проявление тревожности.
  • Сын или дочь избегает общения с одноклассниками, замыкается в себе.
  • Изменилось поведение (например, раньше любил рисовать, а тут перестал).
  • Повышена раздражительность без видимой причины.
  • Ребёнок уходит в фантазии, игры или интернет, избегает разговоров о школе.
  • Что могут сделать родители для адаптации ребёнка
"За 1−2 недели до возвращения в школу нужно придерживаться чёткого графика дня: соблюдать время подъёма по утрам и отхода ко сну по вечерам. Режим поможет восстановить внутренние биоритмы, улучшить настроение и концентрацию внимания. В принципе, когнитивные способности ухудшаются, когда у нас плохой сон и нет нормального распорядка дня", – объясняет Дарья Дугенцова.

По словам эксперта, когда ребёнок возвращается в школу после длительного перерыва, важно помнить о нескольких ключевых моментах: "Во-первых, не стоит сразу возвращать его в прежний учебный режим. Постепенная нагрузка – это то, что поможет вашему сыну или дочери максимально безболезненно адаптироваться. Начинайте с небольших заданий и увеличивайте объём постепенно". 

Особенно полезно будет уделить внимание следующим ритуалам:

  • Домашние разминки. Пусть ребенок уделяет 10−15 минут в день на чтение, счёт или упражнения на внимание, например, найти десять отличий на картинках. Это поможет "пробудить мозг" и подготовить его к учёбе.
  • Эмоциональная поддержка. Чаще хвалите ребёнка, причём не только за результаты, но и за стремление к ним. Даже небольшие успехи заслуживают внимания и похвалы.
  • Ритуалы для начала дня (утренние привычки). Установите правило: проснувшись, надо сделать зарядку, в определённое время позавтракать, поговорить. Так создается ощущение стабильности, которое необходимо детям.

Что делать, если ребёнок не хочет возвращаться в школу

Важно серьёзно выслушать ребёнка и не обесценивать его переживания.

"Чувство беспомощности уменьшается, когда человек получает возможность управлять своей жизнью, поэтому в такой период разрешайте ребёнку самому выбирать, с кем сидеть, чем заниматься после школы, когда делать уроки, во что играть", – рекомендует Дарья Дугенцова.