Рождественский ажиотаж в магазинах – не про них. Поколение Z (рождённые между 1997 и 2012 годами) сознательно отказывается от массовой скупки подарков. Согласно исследованию Deloitte, в этом праздничном сезоне они планируют потратить на подарки на 34% меньше, чем годом ранее. Их новый девиз: "Присутствие – уже подарок".
Зумеры, которых называют самым ностальгирующим поколением, предпочитают инвестировать в эмоции и впечатления, а не в вещи. Они хотят дарить не в последнюю минуту купленный на Amazon товар, а своё время и внимание.
Этот тренд находит отклик: 92% американцев, согласно исследованию, рады получать в подарок именно опыт – будь то совместный поход на концерт или ужин. Популярность мероприятий в праздничный сезон резко возросла, что подтверждает статистика Eventbrite.
Сгенерировано ИИ по запросу Metro
Фото:
А что думают российские зумеры? Metro решило узнать, разделяют ли молодые россияне философию "присутствия вместо презента".
Дарья, 22 года: "С друзьями и сёстрами у нас договорённость – подарки не дарим. Лучше время друг другу посвятим и будем друг другу подарком. А вот родителям, бабушкам стараюсь дарить всегда. Возможно, с друзьями так получается, потому что я подсознательно понимаю: у меня нет лишних денег, и у них, скорее всего, тоже".
Антонина, 20 лет: "Я очень люблю и дарить, и получать подарки. У нас с друзьями есть традиция - Тайный Санта. Самая приятная часть – видеть реакцию близкого человека, доставлять ему удовольствие. Не понимаю, как может не хотеться сделать приятно своим любимым".
Эвилина, 21 год: "Я дарю подарки семье и близким друзьям. Для меня важно получать и подарки, и эмоции, но я получаю их от радости близких людей, например, от удачного подарка, который я сама вручила".
Андрей, 24 года: "Я дарю и люблю получать подарки, но только когда это что-то действительно нужное, что я точно хотел. Не люблю бесполезные презенты, лучше сходить вместе куда-то. В таком случае я бы согласился с американскими зумерами".
Как показывают мнения, российские зумеры не отказываются от дарения полностью. Однако в их подходе явно прослеживается общемировой тренд на осознанность: ценность смещается с материального объекта на эмоцию, внимание и личное участие. Возможно, будущее праздников – не в горах коробок под елкой, а в общих воспоминаниях, которые не купишь ни за какие деньги.
