Многие родители обеспокоены тем, что ребёнок подходит к их выполнению без особого энтузиазма. Некоторые находят решение в том, что становятся непосредственными участниками этого процесса, помогая ребёнку выполнять задания. А другие – в обращении за помощью к репетиторам. Но действительно ли это поможет чаду? Или только усугубит ситуацию?
Как мотивировать ребёнка на выполнение домашних заданий, Metro рассказала педагог Марина Май, кандидат педагогических наук, руководитель центров "Арт Академия. Академия Отличий".
1. Начните с простого
Подготовьте и обустройте рабочее место школьника так, чтобы ему было комфортно, и вместе с тем ничего не отвлекало от учёбы. Привлеките к этому процессу самого ребёнка – пусть он сам подумает, как организовать своё пространство, какие таблицы-подсказки ему могут понадобиться и как будет удобнее хранить учебники и принадлежности, чтобы ничего не терялось. Далее составьте вместе с ним чек-лист выполнения заданий. Его суть – структурировать процесс, шаг за шагом выстраивая порядок действий. К примеру: 1. Открыть дневник. 2. Прочитать задание. 3. Найти нужный учебник и тетрадь к нему, и т.д.
Это особенно важно для детей начальных классов, ведь многим из них ещё сложно самостоятельно контролировать свои действия, а отсутствие дисциплины и последовательности в действиях в значительной степени сбивает ребёнка с толку.
2. Не спешите помогать ребёнку с выполнением уроков
Здесь необходимо понять, почему малыш сам не может выполнить задания. Как правило, мешают пробелы в знаниях. Где-то пропустил тему, где-то не доучил, и как итог – непонимание, что и как делать. В этом случае необходимо разобраться именно с теми темами, которые мешают двигаться дальше.
Самые распространённые из них:
- Знание состава чисел, в т.ч. с переходом через десяток. Здесь очень важно не только знать состав числа, но и отвечать со скоростью до двух секунд. Например: восемь это пять и... То же самое с переходом через десяток.
- Таблица умножения. Камень преткновения, сдвинуть который возможно лишь выучив её.
- Скорость чтения. Ребёнку очень сложно понять смысл прочитанного, если скорость будет низкой.
- Алгоритм решения задач. Часто дети упускают какой-то из этапов, который для них кажется очевидным и ненужным. К примеру, в первом классе норовят просто записать ответ, упуская запись с решением. А во 2–3 классах не понимают последовательность действий в случае решения задач в 2–3 действия.
- Проблемы с почерком. На сегодняшний день с этим сталкивается огромное количество ребят. Дело в том, что в школе слишком быстро проходят все этапы подготовки к письму. Как следствие – дети торопятся, неправильно пишут буквы, почерк становится очень неразборчивым. А когда ребёнок плохо пишет, то и желание это делать у него отпадает.
3. Хвалите правильно
Даже самому умному ребёнку не надо постоянно твердить, что он способный и талантливый. Это лишь поспособствует формированию мнения, что его щедро одарила природа и ничего больше делать не нужно, ведь он и так самый-самый. Поэтому хвалить следует за усердие и старание. В этом случае чадо научится предпринимать активные действия в достижении целей.
4. Не пугайте ошибками
Из предыдущего пункта вытекает правило, что ребёнок должен понять, что в учебе ошибки неизбежны. И его успех будет состоять в том, как он научится их анализировать и в последствии не допускать. Не надо ставить в сравнение успехи других ребят – это только пошатнет самооценку ребенка и впоследствии сыграет не лучшую роль. Лучше фокусируйте внимание на его собственных успехах. Ведь даже маленькая победа – это большой шаг к самодостаточности и самостоятельности. Поддерживайте ребёнка в его стараниях и помогайте увидеть прогресс, даже самый небольшой. Впоследствии он сам научится анализировать свои действия и выстраивать их эффективно для достижения результата.
5. Вдохновляйте играючи
Придумайте систему мотивации, которая вдохновит именно вашего ребёнка. Помните, что в начальной школе игровой подход – это то, что по-настоящему увлекает детей. Поэтому система мотивации может быть в форме игры, где нужно собирать фишки или копить баллы для какой-то определённой цели.