А что пишут? Не все же, как Никас Сафронов, парадный портрет президента. Нашла в Интернете частный Музей современного искусства «Эрарта». Оказалось, работает только по четвергам. А сейчас, когда я опять собралась в Петербург, на всякий случай заглянула на сайт «Эрарты» – теперь музей открыт и в другие дни недели, но зато входной билет подорожал аж до 400 рублей!

Дай, думаю, пока я в Москве, разузнаю, а как по части современной живописи в столице? Нашла частный Музей актуального искусства «ART4.RU». Оказалось, работает только в пятницу. «А в другой день можно?» – «Можно. Шесть тысяч рублей». – «Сколько?!» – «Шесть тысяч. Вы можете собрать группу, тогда стоимость на каждого человека уменьшится». Действительно, всего и дел – собрал шесть тысяч страждущих и плати по одному рублю. Но, к сожалению, это только на Дары волхвов и в Москве, и в Петербурге легко собираются многотысячные очереди...

Вот и пришлось мне от безысходности поехать в московский район Люблино (от метро «Текстильщики» три километра вдоль железной дороги) в Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» на выставку не современных, а, наоборот, сброшенных с парохода современности. И вот что я вам скажу: сходите – не пожалеете. Вход в «РОСИЗО» свободный. То есть бесплатно (у них даже кассы нет) на все вернисажи (каковых сейчас пять).

Лучший из них – «Соцреализм: инвентаризация архива». Название не ахти, ничего из него не поймёшь. Зато содержание! Живописные полотна 1930–1940-х годов – песня, летящая над просторами страны, в которой небо и облака розовые и голубые, цеха заводов светятся перламутром, а поля – золотом, все хотят трудиться и защищать Родину (хотя и встречаются отдельные приспособленцы), сады всегда в весеннем цвету, и возле каждого станка стоит с внимательным лицом Сталин. Я даже ничего рассказывать больше не буду, просто перечислю названия картин: «Суд над прогульщиком», «Гидроавиация», «Экскурсия на завод «Шарикоподшипник», «В рыбном магазине», «Мастерская тортов», «Пионервожатая», «Интуристы в Ленинграде», «От соски до автомобильной шины». Последнее полотно – натюрморт из достижений резинотехнической промышленности СССР: покрышка, мячик, кукла, калоша, боты, грелка и клизма.

Как же надо было верить в свой народ, чтобы с таким вдохновением рисовать клизмы! И хотя в 30-е годы даже мои родители ещё не родились, картины вызвали сильнейшую ностальгию по прошлому, по моему детству, жизни в стране, где даже натюрморт с лопатой угля выведен так вдохновенно, как сейчас не напишут обнажённую женщину.

А 22 января 1936 года скончался Николай Островский, автор романа «Как закалялась сталь», который только при жизни писателя выходил 41 раз и снискал огромную популярность во всём мире. Наверное, время, когда художник рисовал передовика-шахтёра, а писатель – классово сознательного железнодорожника, ушло навсегда. И его отголоски сохранились только в архивах. Вся надежда на инвентаризацию.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.