15 ноября петербургскому метрополитену исполнится 70 лет. Его сотрудники отыскали первых пассажиров, тех, кто помнит нашу подземку в далёком 1955 году. И сегодня они делятся воспоминаниями, каким было Ленинградское метро и какие эмоции оно вызывало у людей.
Владимир Васильевич Евсеев
Осенью 1955 года мне неоднократно довелось ездить в отдел сбыта Кировского завода. Рабочий день в то время на заводе начинался в восемь часов утра и опоздание на работу сурово каралось. Поэтому утром трамваи шли переполненными до предела: люди висели на подножках, на "колбасе" и даже залезали на крышу. Но в тот день, 15 ноября, я сел в относительно свободный трамвай. Был удивлён и спросил кондуктора: "В чём дело, почему в трамвае так мало народа?" На что он мне ответил: "Так ведь метро сегодня заработало!" А отдел сбыта Кировского завода и проходная располагались как раз напротив станции метро "Кировский завод". Поэтому, когда я доехал до завода, то увидел, как толпы людей переходили дорогу от станции метро к заводу. Обратно я возвращался на метро и, конечно, не удержался от соблазна предварительно осмотреть все открытые станции. Я был в восторге!
Людмила Петровна Кордакова
Мы со старшей сестрой как раз оказались в числе тех, кто 15 ноября, 66 лет назад, первым спустился в ленинградскую подземку. В те времена мы были ещё совсем молодыми девчонками (20 и 22 года) и нам всё было интересно, а тем более такая вещь, как метро. В Ленинград наша семья переехала из Москвы в 1939 году. В столице мы видели московское метро, но его запомнили не очень хорошо, потому что были совсем маленькими. Помню только, что это были "Сокольники": наш дом располагался совсем неподалеку от этой станции.
Ленинградский же метрополитен мы посетили в день его открытия. Помогла нам в этом наша соседка по коммунальной квартире – Роза Васильевна Максименко. Она работала кондуктором в автобусе и в парке получила пригласительные билеты, которые раздавались для родственников и знакомых работников общественного транспорта. Помню, как мы с опаской вставали на эскалатор и ехали на нём, вцепившись руками в перила. Новые станции поразили нас своей красотой, особенно "Автово". Грандиозные колонны, величественная лепнина, позолота, освещение – всё это до сих пор стоит перед моими глазами. Мы с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях знакомым, которым повезло меньше и они не оказались среди первых гостей метро. А нашей соседке мы в благодарность за этот чудесный подарок купили мороженое.
Игорь Александрович Богданов
В 1955 году я учился во 2-м классе. Моя мама работала в институте "Ленгипротранс". Она получила билеты на открытие метро. Мы тогда жили на проспекте Сталина (сейчас Московский проспект), дом 182. Это день я запомнил на всю жизнь – 15 ноября мы с мамой на трамвае поехали к станции метро "Технологический институт". Самым ярким впечатлением были эскалаторы, как тогда говорили, "лестница-чудесница". Мы с мамой спустились по эскалатору в подземный вестибюль станции "Технологический институт". Поездом мы доехали до "Автово", она поразила своей красотой, "хрустальными" колоннами, но тут же меня постигло разочарование из-за отсутствия эскалаторов! После "Автово" мы проехали до "Нарвской", где поднялись и спустились по эскалатору. Подчеркиваю, эскалаторы – это самое яркое впечатление от метро! Мы доехали до конечной станции "Площадь Восстания".
Естественно, мы прогуливались по каждой станции и, конечно же, восхищались убранством. Потом мы вернулись на станцию "Технологический институт", поднялись по эскалатору и с сожалением поехали на трамвае домой. А что касается фото (я тогда имел фотоаппарат), то мама сказала, что брать его нельзя, так как метро – это стратегический объект и фотографировать там было категорически запрещено! Красочные билеты на открытие метро у нас долго хранились, но потом затерялись.
