Познер принял участие в работе над документальным фильмом «Ян Карский. Праведник мира», который 4 февраля выходит в российский прокат.

Чем отличается этот фильм от других многочисленных свидетельств холокоста?
Я знаю свидетельства других людей, которые выжили и которые сидели в немецких концлагерях. Свидетельства людей, которые были, как Карский, в подполье и которые спасали, я что-то таких не видел. По-моему, это совершенно уникальное явление.

Польские евреи показали Карскому Варшавское гетто и отправили его в Лондон просить союзников бомбить мирное население Германии. Как вы относитесь к реализации идеи «зуб за зуб»?
Это очень жестокая, но понятная в тех обстоятельствах реакция. Раз вы поставили себе задачу уничтожишь всех евреев, то в ответ будет происходить уничтожение вашего населения, которое это поддерживает. Я понимаю это, но не оправдываю. Да и Карский не передал эту просьбу.

Есть ли, на ваш взгляд, разница между современными евреями и теми, кто жил во время Второй мировой войны?
Израильтяне на заклание не пойдут. Если им скажут: «Наденьте звёзды, нашейте на пальто, приходите на площадь со своими вещами», они не придут. Это люди, которые умеют воевать, и они это доказали. Это люди, которые сказали: «Никогда больше», и так оно и есть. Это не тот прибитый, угнетённый, напуганный еврей, который получился в результате многовекового преследования и угнетения.

В Израиле многие недовольны вашим фильмом «Еврейское счастье», в частности за то, что там евреев сравнивают с побитыми собаками...
Знаете что, я в курсе, меня это никак не трогает. Ведь я и сам говорю: да, они были такими именно потому, что их прибили. Когда речь идёт о том, что делаю я, то для меня важно мнение небольшой группы людей, мнению которых я доверяю, которые скажут мне правду, которые обладают вкусом. Если они мне говорят, что, знаешь, не очень получилось, меня это огорчает. Один мой друг, человек совершенно замечательный, который живёт в Риме, позвонил мне и сказал: «Ты знаешь, когда я посмотрел твой фильм, я вспомнил слова Пушкина по поводу Карамзина, который написал «Историю государства Российского». Он о Карамзине сказал: «Эта работа... – это подвиг честного человека». И это он адресовал мне.

Повторение холокоста возможно?
Всё возможно. И единственный способ противостоять этому – это всё время напоминать, всё время показывать. Если позволить народу забыть об этом или не обращать внимания, то это почти гарантия того, что это повторится в том или ином виде.